Действующий

Об областной целевой программе "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы (с изменениями на 24 декабря 2011 года)

Подпрограмма "Содействие занятости населения области"


Подпрограмма включает мероприятия по следующим основным направлениям.

1. Повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда.

Мероприятия по данному направлению будут способствовать удовлетворению потребности населения и работодателей в информационных услугах органов службы занятости населения за счет размещения рекламно-информационных и аналитических материалов о положении на рынке труда и деятельности органов службы занятости населения в средствах массовой информации (электронных и печатных), на сайтах в сети Интернет, информационно-аналитическом портале службы занятости, сайте министерства занятости, труда и миграции области, рекламных щитах, через рекламу на транспорте, изготовление видеороликов, афиш и другой рекламной продукции; организации и проведения ярмарок вакансий; расширения доступа населения к банку данных вакансий органов службы занятости населения с целью усиления его роли в процессах самостоятельного трудоустройства. В рамках данного направления планируется ежегодное проведение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест под девизом "Найди себя". Наряду с этим будут проводиться социологические исследования и научно-практические конференции по различным проблемам занятости населения.

Особую актуальность информирование населения и работодателей о положении на рынке труда приобретает в связи с влиянием мирового финансового кризиса на рынок труда области. В целях смягчения последствий возможного массового высвобождения работников с предприятий области в министерстве занятости, труда и миграции создана комиссия по осуществлению превентивных мер и разработан план мероприятий.

План мероприятий предусматривает комплексный подход и включает направления работы, предполагающие взаимодействие с предприятиями, находящимися под угрозой банкротства и массового высвобождения работников, Государственной инспекцией труда, учебно-курсовой сетью, средствами массовой информации.

В рамках мероприятий предполагается проведение еженедельного мониторинга рынка труда, особое внимание при этом уделяется предприятиям, осуществляющим высвобождения сотрудников, работающих в режиме неполной рабочей недели, предлагающим сотрудникам неоплачиваемые отпуска. Кроме того, предполагается осуществление мониторинга изменения миграционного движения рабочей силы, осуществляющей свою деятельность за пределами Саратовской области, с целью анализа влияния на рынки труда районов области возвращающихся трудовых ресурсов.

В рамках плана мероприятий планируется разработка программы упреждающих действий на предприятиях, находящихся под угрозой банкротства и массового высвобождения работников, организация бесперебойной работы телефонов "горячей линии" для предоставления информации и консультаций высвобождаемым работникам по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству.

2. Профессиональная ориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан.

Предусматривается комплексный подход к организации профориентационной работы с населением, предполагающий взаимодействие с заинтересованными структурами в пределах их компетенции в области профориентации, в том числе составление и согласование планов совместной работы с министерством образования области, органами местного самоуправления (по согласованию), министерством социального развития области, бюро медико-социальной экспертизы, военными комиссариатами (по согласованию), учреждениями исполнения наказаний (по согласованию).

Особое внимание будет уделено ежегодному проведению межведомственной массовой профориентационной акции "Фестиваль профессий" с целью максимальной информированности и осознанности выбора профессий выпускниками школ области.

3. Организация содействия занятости молодежи.

Программные действия по содействию занятости молодежи в возрасте 16-29 лет будут направлены на сокращение периода безработицы в молодежной среде, повышение уровня занятости, достигаемого через комплекс мероприятий по трудоустройству и организации самостоятельной занятости молодежи.

Особое внимание будет уделено программе "Обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет".

В рамках мероприятий Программы предусматривается межведомственное взаимодействие, направленное на увеличение численности подростков, участвующих во временной занятости (в первую очередь подростков из малообеспеченных семей, а также подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних) Приоритетное внимание в рамках Программы будет уделено созданию условий для приобщения к труду и профессиональной адаптации подростков-инвалидов через организацию их временной трудовой занятости.

Организация занятости выпускников учреждений профессионального образования включает программу "Временное трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте 18-20 лет, ищущих работу впервые", реализация которой обусловлена актуальной потребностью предприятий в квалифицированных кадрах с начальным и средним профессиональным образованием.

4. Организация трудоустройства граждан, ищущих работу, в том числе на временные работы.

В рамках данного направления предполагается снижение уровня трудоустройства граждан, ищущих работу в 2009 году, до уровня 2008 года. В 2010 и 2011 годах предполагается рост трудоустройства ежегодно на 5 процентов. Особое внимание будет уделено содействию самозанятости безработного населения путем проведения информационно-разъяснительной и консультационной работы по вопросам предпринимательства; семинаров по проблемам организации и развития собственного дела; встреч с предпринимателями с целью передачи опыта; предоставления компенсации для возмещения части затрат на организацию собственного дела.

В целях повышения роли общественных и других видов временных работ в реализации политики содействия занятости населения предусмотрены меры по улучшению информационного обеспечения незанятых граждан о возможностях и условиях участия в указанных работах, а также оптимизация взаимодействия с предприятиями и организациями, администрациями муниципальных образований по определению масштабов и видов общественных работ, условий труда и его оплаты.

Для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, кроме программ временного трудоустройства предусмотрены дополнительные меры по содействию их занятости, которые будут разработаны применительно к каждой из таких групп.

Мероприятия по содействию занятости женщин будут включать совместные мероприятия органов местного самоуправления, органов службы занятости населения и работодателей по организации общественных работ, проведению "ярмарок вакансий", "социальных гостиных", "круглых столов". Предусмотрены мероприятия по развитию предпринимательской инициативы, оказанию финансовой помощи на открытие собственного дела. Особое внимание будет уделено содействию занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе женщин, имеющих малолетних детей.

Специфика программных действий применительно к инвалидам предусматривает развитие системы их профессиональной реабилитации, установление квот, совершенствование технологии по содействию их трудоустройству.

Мероприятия по содействию занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, будут направлены на содействие трудоустройству как на вакантные рабочие места, так и на зарезервированные, обеспечение возможности обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, оказание профориентационных и консультационных услуг лицам, подлежащим освобождению.

С целью обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусмотрены программные действия, направленные на профессиональное консультирование и профессиональную подготовку, содействие в организации собственного дела, расширение взаимодействия с военными комиссариатами городов и районов области.

В рамках мероприятий по трудоустройству граждан в сельской местности будет продолжено социальное картографирование рынка труда области с целью выявления критических (с точки зрения занятости) зон в сельской местности. В выделенных зонах будут реализованы проекты и программы, разработанные центрами занятости населения совместно с органами местного самоуправления и работодателями и направленные на снижение уровня безработицы и социальной напряженности на рынке труда. Наряду с этим предусмотрена организация общественных работ в сельской местности в целях обеспечения потребности населения в работах, носящих временный или сезонный характер. В условиях нехватки вакантных рабочих мест особый акцент будет поставлен на расширении трудоустройства в другой местности, в том числе вахтовым методом, содействии развитию самозанятости и предпринимательской инициативы, организации профессионального обучения безработных граждан профессиям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, а также в народных промыслах.

5. Развитие качества рабочей силы.

Учитывая возрастающие требования работодателей к квалификации работников, а также имеющееся несоответствие профессионально-квалификационного состава незанятых граждан имеющимся вакансиям в условиях их снижения в связи с кризисными явлениями на рынке труда, в подпрограмме предусмотрены мероприятия по повышению конкурентоспособности безработных граждан посредством их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Особый акцент будет сделан на организацию профессионального обучения граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы: инвалидов, имеющих показания к труду, граждан, не имеющих профессии, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, жителей сельской местности и других категорий.

В целях улучшения демографической ситуации в области в подпрограмме предусмотрен блок по повышению конкурентоспособности женщин, имеющих детей до 3 лет и находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

(часть в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 13.04.2011 N 193-П, см. предыдущую редакцию)