Действующий

Об областной целевой программе "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы (с изменениями на 24 декабря 2011 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


В последние годы в Саратовской области сложился достаточно стабильный рынок труда. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов. В результате активной деятельности органов службы занятости населения и других социальных партнеров рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период экономического роста.

Под воздействием позитивных перемен в экономике среднегодовая численность занятых увеличилась с 1169,5 тыс. человек в 2005 году до 1197,5 тыс. человек в 2007 году.

Расширение занятости способствовало сокращению общей численности безработных (рассчитанной по методологии МОТ) с 121,4 до 107,5 тыс. человек. При этом уровень общей безработицы снизился с 9,1 процента до 8 процентов от численности экономически активного населения.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, уменьшилась с 22736 человек на 1 января 2006 года до 20170 человек на 1 января 2008 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,7 до 1,5 процента.

При сохранении в течение 9 месяцев 2008 года положительной динамики социально-экономических показателей, в 4 квартале под влиянием финансового кризиса произошел спад объемов производства товаров и услуг. В результате среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях и в организациях области, уменьшилась по отношению к декабрю 2007 года на 3 процента и составила 740,5 тыс. человек.

Значительное снижение показателя наблюдалось в организациях, занятых обработкой древесины (на 59,2 процента), химическим производством (на 26,1 процента), текстильным и швейным производством (на 20,9 процента), металлургическим производством (на 19,9 процента), производством машин и оборудования (на 17,8 процента), гостиничным и ресторанным бизнесом (на 16,2 процента), операциями с недвижимым имуществом (на 15,2 процента).

Оставалась сложной ситуация с занятостью сельского населения. Число ликвидированных организаций в 3,5 раза превысило число вновь зарегистрированных (449 против 129), что привело к снижению среднесписочной численности работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, с 40,8 до 36,2 тыс. человек.

Спад производства обусловил увеличение объемов массовых высвобождений и неполной занятости, сокращение спроса на рабочую силу, что привело к росту безработицы на официальном рынке труда. Если за 9 месяцев 2008 года уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,5 процента до 1,2 процента, то к концу декабря он вырос до 1,4 процента. При этом численность безработных граждан увеличилась на 14 процентов и составила на конец 2008 года 18033 человека.

Значительные изменения произошли в структурном составе безработных.

На 1 января 2009 года 67,1 процента безработных - женщины (в сравнении, в 2006 году женщины составляли 70,8 процента), 22,7 процента - молодежь в возрасте 16-29 лет (в 2006 году - 25,5 процента).

Доля граждан, имеющих высшее профессиональное образование, повысилась с 16,1 процента до 17,2 процента от численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, со средним профессиональным образованием снизилась - с 24,6 процента до 22,2 процента. Наиболее многочисленная группа - граждане со средним (полным) общим образованием (27,3 процента от численности зарегистрированных безработных на 1 января 2009 года).

Основной причиной обращения незанятых граждан в органы службы занятости населения являлось увольнение работников по собственному желанию. По отношению к 2006 году доля граждан, относящихся к данной категории, увеличилась с 40,2 процента до 40,8 процента.

На 43,6 процента снизилось количество безработных, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, и в 2008 году их доля составила 8,3 процента от численности поставленных на учет ищущих работу граждан. Однако в 2009 году в результате финансового кризиса и увеличения объемов сокращений работников возможно увеличение показателя до 17 процентов.

Численность граждан, не работавших длительное время, снизилась по сравнению с 2006 годом на 18 процентов, и на 1 января 2009 года их доля составляла 18,8 процента от числа поставленных на учет ищущих работу граждан.

Доля инвалидов в числе обратившихся за содействием в трудоустройстве увеличилась с 2,8 процента в 2006 году до 3,1 процента в 2008 году.

Доля граждан, уволенных из Вооруженных Сил и поставленных на учет в органах службы занятости населения, составляла в 2006-2008 годах 0,3 процента.

Таким образом, основными клиентами органов службы занятости населения продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, отсутствием трудового стажа, ограничениями по состоянию здоровья, а также граждане, неспособные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.

Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются безработные граждане в процессе поиска подходящей работы, являются:

1) существенные различия между условиями найма и требованиями соискателей.

Низкий уровень заработной платы по вакансиям, содержащимся в банке данных, делает их непривлекательными для потенциального работника. Так, из 11,1 тыс. вакансий базы данных органов службы занятости населения на конец 2008 года оплату труда выше прожиточного минимума предполагали лишь 76 процентов. Более того, средняя заработная плата по заявленным вакансиям была значительно меньше среднеобластного показателя (7,5 против 12 тыс. рублей). Приведенные данные позволяют сделать вывод, что на регистрируемый рынок труда попадают вакансии, наименее привлекательные для соискателей, тогда как высокооплачиваемые вакансии в большинстве случаев заполняются без посредничества органов службы занятости населения;

2) высокие требования современного рынка труда к образованию и квалификации претендентов на рабочие места, их трудовой мобильности.

Все выше ценится профессионализм, качество базового и дополнительного образования. В то же время основные представители регистрируемого рынка труда относятся к неконкурентоспособным категориям: лица, длительное время не работавшие и в связи с этим утратившие свою квалификацию; граждане, имеющие низкую квалификацию (уборщицы, сторожа, дворники, грузчики); выпускники без опыта работы; инвалиды, имеющие ограничения к труду по состоянию здоровья. Кроме того, как показывает практика, большинство работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки производства, нуждаются либо в повышении квалификации, либо в получении новой специальности;

3) неравномерное распределение спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным и тендерным признакам.

В 2008 году на одного электрогазосварщика, сантехника, строителя, станочника приходилось от 3 до 6 вакансий, в то же время на одну вакансию экономиста, бухгалтера, финансиста и юриста претендовали 2 человека. Таким образом, в области сохраняется непростая ситуация, подкрепляемая постоянным выходом на рынок труда граждан с невостребованными знаниями, умениями и навыками, тогда как воспроизводства кадров необходимого профиля и квалификации в достаточном количестве не происходит, в том числе и по причине несоответствия профессионального выбора и трудовых предпочтений школьников потребностям экономики. Более того, в условиях финансового кризиса произойдет усиление напряженности на профессиональных рынках труда специалистов в области финансово-экономической и административной деятельности, права.

Несмотря на повышение спроса на женскую рабочую силу, число претендентов на рабочие места превышало число вакансий в 1,2 раза. В то же время недостаточное количество соискателей-мужчин создавало значительные трудности в заполнении вакансий, предназначенных для них (в среднем 2 вакансии на 1 мужчину, занятого поиском работы);

4) высокий уровень сельской безработицы.

Несмотря на рост общей безработицы на селе, взаимодействие с администрациями муниципальных районов и работодателями в части содействия занятости населения обусловили снижение численности сельских безработных. Однако уровень безработицы сельских жителей по-прежнему значительно превышает среднеобластной показатель.

Ситуация на сельском рынке труда усугублялась недостаточным спросом на рабочую силу. При возрастающей доле жителей села в составе безработных для них предназначалось лишь 7,8 процента вакансий. Недостаток вакансий не позволял удовлетворить потребность сельских безработных в трудоустройстве. Более того, в 47 населенных пунктах области с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 человек отсутствовали работодатели, и в связи с этим найти работу по найму здесь практически не представлялось возможным. Альтернативой работы по найму выступает только работа в личном подсобном, домашнем хозяйстве, самозанятость или трудоустройство в другой местности как в пределах области, так и на территории других регионов.