Действующий

Об областной целевой программе "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы (с изменениями на 24 декабря 2011 года)

Подпрограмма "Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики Саратовской области"


Подпрограмма включает мероприятия по следующим основным направлениям.

1. Обеспечение качественного соответствия результатов начального и среднего профессионального образования требованиям рабочих мест в экономике.

Создание и оснащение современным оборудованием отраслевых ресурсных центров и базовых учреждений НПО и СПО, формирование на их основе отраслевых групп областных государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Предполагается создание на базе лучших учреждений НПО двух ресурсных центров, которые будут вести подготовку рабочих кадров для основных отраслей экономики области. Каждый ресурсный центр будет связан с несколькими однопрофильными учреждениями НПО, которые будут оснащены учебными классами и оборудованием для теоретической и базовой практической подготовки, транспортом для доставки учащихся в ресурсные центры для прохождения практического обучения, а также доступом в сеть Интернет.

Для создания современных условий получения профессионального образования планируется проведение капитального ремонта зданий и сооружений, коммунальной инфраструктуры областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, оснащение современным оборудованием медицинских кабинетов и пищеблоков учреждений.

2. Внедрение современных образовательных программ и технологий, разработанных с участием работодателей.

В рамках подпрограммы получит развитие двухуровневая подготовка рабочих кадров. Первый уровень - выполнение базовых требований к профессиональной подготовке за счет средств областного бюджета, реализация государственных стандартов по профессиям, выпуск квалифицированных рабочих с 3-4 разрядами. Второй уровень - повышенный, предусматривающий активную производственную практику на предприятиях и в организациях - заказчиках кадров в рамках внутрипроизводственного обучения. При этом первый уровень подготовки финансируется за счет средств областного бюджета, повышенный - за счет средств работодателей.

3. Улучшение кадрового обеспечения областных учреждений профессионального образования за счет перехода на новую систему оплаты труда мастеров производственного обучения и преподавателей, повышения их квалификации.

Новая система оплаты труда (далее - НСОТ) предусматривает разделение фонда оплаты труда образовательного учреждения на базовую часть, гарантирующую вознаграждение за количество оказанных образовательных услуг, и стимулирующую часть, учитывающую качество образовательных услуг и эффективность педагогической деятельности. НСОТ предполагает дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации работника, сложности и интенсивности труда; исчисление рейтинга мастера производственного обучения или преподавателя за учебный год; введение новой модели аттестации управленческих и педагогических кадров с учетом показателей результативности труда.

Это позволит увеличить заработную плату педагогическим работникам областных учреждений НПО и СПО. В результате ожидается приток в образовательные учреждения квалифицированных работников.

4. Обеспечение эффективного взаимодействия областной системы профессионального образования с работодателями. Создание системы оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов.

Механизмом прямой внешней оценки соответствия качества подготовки рабочих кадров и специалистов перспективным требованиям рабочих мест реального сектора экономики выступает независимая сертификация профессиональных квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО с участием работодателей. В перечень сертифицируемых будут включены наиболее массовые и востребованные на рынке труда профессии: станочник широкого профиля, токарь, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрогазосварщик, маляр, штукатур и др. Организационной структурой проведения сертификации будет выступать центр по сертификации персонала торгово-промышленной палаты области во взаимодействии с ресурсными центрами профессионального образования и базовыми учреждениями НПО и СПО.

В качестве дополнительной формы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями по оценке качества подготовки выпускников будет использоваться участие работодателей в государственной аттестации выпускников и государственной аккредитации учреждений НПО и СПО.

5. Создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках подпрограммы предусматривается увеличение подготовки молодежи с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных образовательных учреждениях профессионального образования как в общих учебных группах, так и по специализированным программам, расширение перечня таких программ, подготовка педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.