Действующий

О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областных целевых программах"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Область является одним из ведущих аграрных регионов России с численностью сельского населения более 700 тыс. человек. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.

Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Собственное подворье становится единственным местом приложения труда для трудоспособных членов крестьянского двора.

Имеющийся жилищный фонд в большей части признан ветхим. Жители сел и деревень лишены элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение имеют 963 сельских населенных пункта (54 процента), 1686 сельских населенных пунктов (96 процентов) не имеют канализационных сооружений по централизованному отводу сточных вод.

Из имеющихся в области больничных коек лишь девять процентов находится в сельской местности, обеспеченность больничными койками на селе составляет 40,4 койки на 1000 человек (среднеобластная - 103,3 койки).

В сельской местности расположено 73 процента общеобразовательных школ, однако из-за роста числа деревень с очень небольшой численностью детей школьного возраста развивается дистанционная форма обучения.

Сокращается сеть сельских дошкольных учреждений, две трети детей дошкольного возраста на селе воспитываются дома.

Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.

Число мест в сельских учреждениях культуры составляет 294 места на 1000 жителей. За десять последних лет этот показатель уменьшился на 14,3 процента.

В настоящий момент в области 138 сельских населенных пунктов не имеют стационарных торговых точек. Только в 24 районах имеются сельские комплексные приемные пункты бытового обслуживания.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и свыше десяти процентов - в полном восстановлении. В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Неразвитость систем связи и информационного обслуживания приводит к социальной изоляции жителей отдаленных деревень, ограничивает использование информационных технологий в образовании, здравоохранении, аграрном производстве. Телефонная сеть в сельских поселениях муниципальных образований области физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы - для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений муниципальных образований области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходима бюджетная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, сельских жителей;

- удаленностью сельских поселений от центральных усадеб и районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских территорий муниципальных образований области. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки сельских территорий муниципальных образований области;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений муниципальных образований области. Без государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ на селе, в удовлетворении основных жизненных потребностей сельского населения.