Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 ноября 2008 года N 387-Пр


О реализации Концепции развития семейной медицины на территории Саратовской области на 2009-2011 годы

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 05.04.2022 N 253-П
________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития семейной медицины на территории Саратовской области на 2009-2011 годы (далее - Концепция).

2. Министерству здравоохранения области во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти области до 25 декабря разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции на 2009-2011 годы.

3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов развивать общеврачебную практику, руководствуясь настоящей Концепцией.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к распоряжению
Правительства области
от 21 ноября 2008 года N 387-Пр

     

Концепция развития семейной медицины на территории Саратовской области на 2009-2011 годы


I. Общие положения


Первичная медико-санитарная помощь, являясь центральным звеном всей системы здравоохранения и наиболее доступным видом массовой медицинской помощи, играет большую роль в социально-экономическом развитии общества. В современных условиях основная цель российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения - может быть реализована только путем развития и совершенствования первичной медико-санитарной помощи. Развитие амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения обеспечивает не только качество и доступность медицинской помощи, но и эффективность расходования бюджетных средств. В амбулаторно-поликлинических учреждениях должны начинать и заканчивать обследование и лечение до 80 процентов пациентов, обратившихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. В настоящее время показания к госпитализации в круглосуточный стационар завышены в среднем на 30 процентов. Престиж участковой службы не повышается, даже несмотря на повышение заработной платы специалистам первичного звена. Узкоспециализированный подход в организации здравоохранения удлиняет сроки оказания медицинской помощи, делает ее более затратной и, самое главное, отсутствует специалист, который отвечает за состояние здоровья пациента в целом. Именно эти функции выполняет врач общей практики. Врач общей практики оказывает профилактическую, плановую и неотложную лечебную, реабилитационную и медико-социальную помощь населению, рассматривает проблемы здоровья с учетом не только медицинских, но и социальных, психологических, экологических, медико-педагогических и иных факторов, несет всю полноту ответственности, как за здоровье отдельного человека, так и за уровень здоровья обслуживаемого населения.

Врач общей практики или семейный врач может оказывать медицинскую помощь в среднем по 12 специальностям, это особенно важно в сельской местности в условиях неукомплектованности и дефицита кадров.

На территории области поэтапный переход на общеврачебную практику реализуется областной целевой программой "Семейная медицина" на 2006-2008 годы. В 2006 году Губернатором Саратовской области также утвержден Перспективный план-график открытия отделений (кабинетов) врача общей практики на 2006-2008 годы.

В рамках данной программы на сегодняшний день открыт 91 кабинет (90 процентов от запланированных) в 36 районах области и в г.Саратове. На базе 61 сельских лечебных учреждений (врачебные амбулатории - 30 и участковые больницы - 31) организованы кабинеты врачей общей практики, что позволило сделать более доступной врачебную помощь сельскому населению. Общая численность населения, обслуживаемого врачами общей практики, увеличилась более чем в 2 раза и составляет 215 тысяч человек. До конца года планируется открытие еще 10 кабинетов врача общей практики.

В рамках областной целевой программы "Семейная медицина" на 2006-2008 годы профессиональную подготовку медицинского персонала прошли 204 специалиста. Обеспеченность врачами общей врачебной практики возросла с 2005 года в 2 раза и составляет 1,1 на 10 тыс. населения. Врачи общей практики обеспечены методическими материалами, информационными письмами. Изготовлены плакаты, памятки, брошюры для санитарно-просветительной работы.

За период реализации программы значительно улучшилась материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений. Кабинеты (отделения) врачей общей практики оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием, санитарным транспортом и персональной компьютерной техникой. В рамках программы из средств областного бюджета муниципальным районам области выделены субсидии в объеме 300 миллионов рублей для проведения текущего и капитального ремонта лечебных учреждений, полностью решены вопросы противопожарной безопасности.

За время реализации программы достигнуты целевые показатели эффективности общеврачебных практик. За 2 года в 3 раза увеличилось количество посещений к врачам общей практики, из которых 40 процентов -с профилактической целью; на 12 процентов снизилось количество посещений к специалистам узкого профиля поликлиник ЦРБ; на 13 процентов увеличился уровень диспансеризации населения; на 12 процентов уменьшился первичный выход на инвалидность.

Однако ряд проблем остался нерешенным.

Обеспеченность врачами общей врачебной практики в области на 60 процентов ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу, и на 30 процентов ниже, чем по России в целом. В экономически развитых странах в первичном звене здравоохранения врачами общей практики работают 50-55 процентов специалистов от общей численности врачей.

Не решен вопрос кадрового обеспечения сельских лечебных учреждений. По сравнению с 2006 годом обеспеченность врачебными кадрами и средними медицинскими работниками на селе снизилась более чем на 5 процентов.

Текучесть кадров, особенно в сельских районах, находится в прямой зависимости от жилищно-бытовых условий жизни медработников. В течение ряда лет не выделено ни одной квартиры работникам лечебно-профилактических учреждений в Аркадакском, Базарно-Карабулакском, Екатериновском, Лысогорском, Новоузенском, Самойловском, Советском, Саратовском районах.

В настоящее время в сельской местности около половины учреждений здравоохранения располагается в приспособленных зданиях постройки начала прошлого века, которые требуют проведения капитального ремонта и реконструкции.

Для обеспечения работы вновь создаваемых отделений кабинетов врача общей практики необходимо дополнительное приобретение медицинского оборудования и техники, санитарного автотранспорта.

Таким образом, данное направление модернизации здравоохранения является перспективным и должно продолжаться.

II. Цель, принципы, задачи и основные направления развития семейной медицины на территории Саратовской области на период 2009-2011 годов


Целью развития семейной медицины является повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи для населения, преимущественно проживающего в сельской местности, за счет максимально возможной структурной реорганизации медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и усиление ее путем внедрения общей врачебной практики.

Основными задачами до 2012 года являются:

дальнейшая ориентация системы здравоохранения области на ресурсосберегающие технологии;

оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по принципу врача общей практики;

повышение объемов первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи, эффективности ее оказания в системе врача общей практики;

повышение объемов профилактической помощи населению;

создание условий для улучшения основных показателей здоровья населения (снижение первичного выхода на инвалидность у работающих, сокращение уровня госпитализации и длительности госпитального этапа, снижение обращаемости на скорую медицинскую помощь и к узким специалистам).

В сельской местности, где имеющиеся лечебно-профилактические учреждения располагаются в ветхих зданиях, не соответствующих санитарным нормам и правилам, и в районах городов, районных поселках, отдаленных от территориальных поликлиник, наиболее оптимальным является строительство новых центров общей врачебной (семейной) практики с последующим оснащением современным медицинским оборудованием согласно табелю оснащения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований", и санитарным транспортом. Положение об организации деятельности Центра общей врачебной (семейной) практики утверждено приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 ноября 2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации". При строительстве центров общей врачебной (семейной) практики возможно использование "Пособия по проектированию отдельно стоящих и встроенных офисов врача общей практики (семейного врача) с программами проектирования для разных градостроительных ситуаций", разработанного научно-проектным центром по объектам здравоохранения и отдыха в 2000 году, утвержденного первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 6 октября 2000 года.

Создание кабинетов врача общей практики на базе имеющихся структурных подразделений центральных районных больниц возможно после проведения капитального ремонта помещений, оснащения кабинетов современным медицинским оборудованием и санитарным транспортом.

III. Механизмы реализации Концепции


Реализацию Концепции развития семейной медицины на территории области предполагается осуществлять путем:

методического обеспечения органов местного самоуправления области, направленного на развитие семейной медицины;

мониторинга ситуации по внедрению семейной медицины в разрезе муниципальных образований области;

постоянного анализа ситуации по развитию семейной медицины в области.

IV. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции


Реализация Концепции развития семейной медицины будет осуществляться в один этап в течение трех лет. По согласованию с муниципальными образованиями области за три года (2009-2011 годы) планируется строительство 42 центров общей врачебной (семейной) практики и организация 49 кабинетов врача общей практики на базе имеющихся структурных подразделений медицинских учреждений.

Реализация мероприятий, предусмотренных указанной Концепцией, позволит удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную первичную медико-санитарную и медико-социальную помощь, повысить ее качество на до- и послегоспитальном этапе:

увеличить численность населения, обслуживаемого врачами общей практики, в 2 раза (до 420 тысяч), процент обслуживаемого сельского населения - до 35;

повысить объемы профилактической помощи населению, увеличить диспансерную группу взрослого населения на 15 процентов;

увеличить выявляемость хронической неинфекционной патологии на 10 процентов и снизить запущенность онкологической патологии на 5 процентов;

снизить обращаемость за скорой медицинской помощью населения, обслуживаемого врачами общей практики, на 10 процентов;

снизить уровень госпитализации на круглосуточную койку на 10 процентов;

снизить число посещений пациентов, обслуживаемых врачами общей практики, к узким врачам-специалистам поликлиник на 15 процентов (врачи-отоларингологи, врачи-офтальмологи, врачи-неврологи);

улучшить медико-демографические показатели: снизить смертность трудоспособного населения, обслуживаемого врачами общей практики, не менее чем на 10 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»