Действующий

Об областной целевой программе "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы" (с изменениями на 30 декабря 2011 года) (с изменениями на 29 декабря 2012 года)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время в России одним из приоритетных направлений государственной политики определено сохранение культурного наследия как основного фактора духовного, культурного, экономического и социального капитала нации.

Роль культурного наследия в современном мире становится не только социальным, но и политическим фактором. Наследие во многом определяет инвестиционную привлекательность территории, утверждает преемственность гуманистических ценностей, создает российский имидж региона.

В 2001-2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Важным шагом в сфере сохранения культурного наследия стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", благодаря реализации которой удалось добиться расширения участия государства в финансировании реставрации объектов культурного наследия, что позволило предотвратить утрату целого ряда памятников истории и культуры России.

На территории области расположено 4974 объекта культурного наследия, в том числе:

- 53 объекта наследия федерального значения;

- 609 объектов наследия регионального значения;

- 4312 выявленных объектов культурного наследия (в том числе 2872 объекта археологического наследия).

На государственной охране как исторические поселения общегосударственного значения состоят десять городов области: гг.Саратов, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Хвалынск, Энгельс.

Большинство исторических поселений области формировалось в течение двух, двух с половиной столетий. Градостроительная структура исторических городов сохранила свою логику. Ценность этой среды заключается в ее подлинности. Пока еще можно говорить о неплохой степени сохранности этих исторических территорий. Дальнейшая их судьба зависит от позиции государства.

Как показывает практика, в течение последних 50 лет эксплуатации памятников истории и культуры капитальный ремонт в них, за редким исключением, не проводился. В результате чего несущие конструкции ряда объектов пришли в предаварийное и аварийное состояние. По экспертной оценке специалистов более 80 процентов объектов культурного наследия области находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ.

До 2005 года финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия из областного бюджета не осуществлялось.

В области в 2005 году была принята и реализуется программа "Развитие культуры" на 2006-2008 годы", в состав которой включен подраздел "Сохранение объектов культурного наследия".

Подводя предварительные итоги реализации указаной областной целевой программы в рамках раздела "Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия", можно сделать следующие выводы: проведена частичная инвентаризация выявленных объектов культурного наследия г.Саратова, возобновилась работа по паспортизации объектов культурного наследия регионального значения, проведен мониторинг части объектов культурного наследия регионального значения по г.Саратову, выполнены ремонтно-реставрационные работы на 12 объектах культурного наследия, проведены работы по уточнению карт археологического наследия в четырех муниципальных районах области (Лысогорский, Ровенский, Марксовский, Ивантеевский).

Несмотря на положительную динамику работ, в сфере охраны объектов культурного наследия области существует ряд нерешенных проблем:

- высокая степень изношенности памятникового фонда области;

- сокращение потенциального ресурса объектов культурного наследия, который при отсутствии бюджетного финансирования научно-исследовательских работ по его изучению и в условиях активной хозяйственной деятельности, возможно, будет утрачен до его выявления;

- изменение форм собственности на объекты культурного наследия;

- несовершенство федерального законодательства в сфере культурного наследия;

- отсутствие организации и проведения аварийных спасательных работ на объектах культурного наследия, разрушаемых рядом природных факторов, таких, как оползни, эрозия, подтопление территорий, что приводит к интенсивному разрушению памятникового фонда;

- постепенная утрата своеобразия историко-архитектурного облика и уникального природного ландшафта ряда исторических поселений области, где происходит интенсивное хозяйственное освоение территорий исторических центров.

Поскольку в 2008 году срок действия областной целевой программы "Развитие культуры на 2006-2008 годы" заканчивается, возникает необходимость принятия новой областной целевой программы "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы".

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления. Программный метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ на конкретных объектах.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение политики охраны и управления культурным наследием области.