РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы"

(с изменениями на 30 декабря 2011 года)

     

принят Саратовской областной Думой
22 октября 2008 года


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 112-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2009 N 341-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 442-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.03.2010 N 95-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2010 N 102-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.05.2010 N 185-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2010 N 307-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.09.2010 N 416-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2010 N 422-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 481-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.12.2010 N 623-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.01.2011 N 34-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.03.2011 N 145-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.05.2011 N 257-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.07.2011 N 345-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.08.2011 N 415-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.08.2011 N 430-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.10.2011 N 544-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2011 N 682-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 803-П.

_______________________________________________________________


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов


г.Саратов

31 октября 2008 г.

N 286-ЗСО

 

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Предупреждение и борьба с социально
значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы"


Областная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы"

Паспорт областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)";

распоряжение Правительства Саратовской области от 20 декабря 2007 года N 1015-р "Об утверждении сводного плана законопроектных работ органов исполнительной власти области на 2008 год";

распоряжение Правительства Саратовской области от 11 июня 2008 года N 201-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Предупреждение и борьба  с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы"

Государственный заказчик  и разработчик Программы

- министерство здравоохранения области

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство здравоохранения области, комитет капитального строительства области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 442-П, см. предыдущую редакцию)

Перечень подпрограмм

- "Сахарный диабет" на 2009-2011 годы;

"Онкология" на 2009-2011 годы;

"Анти-ВИЧ/СПИД" на 2009-2011 годы;

"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2011 годы;

"Психические и наркологические расстройства" на 2009-2011 годы;

"Неотложные меры борьбы с распространением инфекций, передаваемых половым путем" на 2009-2011 годы;

"Вакцинопрофилактика" на 2009-2011 годы;

"Артериальная гипертония" на 2009-2011 годы

Цели и задачи Программы

- цели Программы:

- повышение качества и доступности медицинской помощи при социально обусловленной патологии;

- улучшение качества жизни больных, страдающих социально значимыми заболеваниями.

Задачи Программы:

- совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях;

- разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий

Сроки реализации Программы

- 2009-2011 годы

Объем и источники исполнения Программы

- общие затраты на реализацию Программы из средств областного бюджета составляют 1177832,35 тыс. рублей, в том числе:

- в 2009 году - 252223,0 тыс. рублей;

- в 2010 году - 497197,25 тыс. рублей;

- в 2011 году - 428412,1 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 803-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом I типа, до 51,5 года, женщин - до 59,3 года; мужчин, больных сахарным диабетом II типа, до 69,3 года, женщин - до 73,3 года;

- увеличение доли онкологических больных с визуальными локализациями опухоли, выявленными на I и II стадиях заболевания, до 85,8 процента; снижение доли умерших от злокачественных заболеваний в течение года с момента установления диагноза, в числе больных, впервые выявленных в предыдущем году, до 28,4 процента; снижение смертности больных от онкологических заболеваний до 196,6 случая на 100 тысяч населения;

- снижение ежегодного прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией до 7,5 процента; увеличение охвата диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных больных до 89 процентов;

- снижение территориального показателя заболеваемости туберкулезом до 67,5 случая на 100 тыс. населения; снижение показателя смертности от активного туберкулеза до 16,4 на 100 тыс. населения, снижение заболеваемости туберкулезом среди детей до 9,6 случая на 100 тыс. детского населения; повышение уровня излечения впервые выявленных больных туберкулезом по критерию прекращения бактериовыделения до 80 процентов;

- увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 41 процента; снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 15,5 процента; снижение средней продолжительности лечения больного в психиатрическом стационаре до 73,9 дня;

- снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар до 17,7 процента; улучшение показателя выявляемости потребителей психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества) до 181,6 случая на 100 тысяч населения; снижение уровня наркологической пораженности населения до 1748,2 случая на 100 тысяч населения; увеличение доли наркологических больных, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее трех лет до 14,5 процента;

- снижение показателей заболеваемости: сифилисом до 62,0 случая на 100 тыс. населения, гонореей до 35,0 случая на 100 тыс. населения;

- обеспечение уровня охвата населения области профилактическими прививками против гриппа не менее 18,4 процента;

- снижение заболеваемости сосудистыми расстройствами головного мозга, включая инсульт, вследствие артериальной гипертонии до 5050,0 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от сосудистых расстройств головного мозга, включая инсульт, вследствие артериальной гипертонии до 306,8 случая на 100 тыс. населения

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль и координация исполнения Программы осуществляется министерством здравоохранения области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлениями Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ", от 19 февраля 2008 года N 48-П "Об утверждении Положения о порядке проведения оценки эффективности долгосрочных областных целевых программ"

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 442-П, см. предыдущую редакцию)


1. Введение


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)"; постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", распоряжением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2007 года N 1015-р "Об утверждении сводного плана законопроектных работ органов исполнительной власти области на 2008 год"; распоряжением Правительства Саратовской области от 11 июня 2008 года N 201-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы".

Организация обеспечения населения области квалифицированной специализированной медицинской помощью требует комплексного подхода на основе межотраслевой (межведомственной) и межтерриториальной координации действий органов исполнительной власти области, ведомственных служб системы здравоохранения, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках Программы.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


На 2009-2011 годы основными направлениями и ориентирами в сфере здравоохранения являются:

- улучшение демографической ситуации в стране;

- последовательное повышение качества жизни граждан;

- достижение конкретных результатов по повышению качества и доступности медицинской помощи.

Анализ демографической ситуации на протяжении многих лет указывает на необходимость принятия стратегических решений на государственном уровне в отношении заболеваний, на развитие и распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы.

Общественно-политические перемены 90-х годов обусловили резкий рост ряда заболеваний в области: туберкулез, сахарный диабет, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, онкологическая патология, гипертоническая болезнь, наркомания, алкоголизм, психические расстройства, делая проблему борьбы с ними одной из самых актуальных в здравоохранении и государстве в целом. Поскольку социально обусловленные заболевания распространены в одних и тех же группах населения, они часто ассоциируются друг с другом, что усугубляет течение и затрудняет лечение каждого из них.

В ходе реализации областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области" на 2006-2008 годы" наметилась тенденция к улучшению основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения по социально обусловлен-ным заболеваниям.

В настоящее время на диспансерном учете в области состоит 48303 больных сахарным диабетом - это почти два процента населения, из них треть являются инвалидами, и 7,1 процента - это больные с наиболее тяжелыми формами заболевания. Сахарный диабет I типа зарегистрирован у 3646 больных, II типа - у 44 839. Так же, как и в целом по Российской Федерации, за счет активного выявления нарушений углеводного обмена и объективного роста распространенности имеет место ежегодное увеличение числа больных сахарным диабетом в среднем на пять процентов за год. У больных, страдающих сахарным диабетом, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Остается высокой распространенность угрожающих жизни и приводящих к инвалидности сосудистых осложнений сахарного диабета, в том числе диабетической ретинопатии, диабетической нефропатии и сердечно-сосудистых осложнений. У 50,5 процента пациентов вследствие заболевания развиваются осложнения в виде слепоты, гангрены нижних конечностей, хронической почечной недостаточности.

В постоянном приеме лекарственных препаратов для поддержания жизненных функций в нормальном состоянии нуждается 99 процентов больных, из них 30 процентов - в постоянном введении инсулина. В настоящее время получают инсулин 14186 больных сахарным диабетом, таблетированные сахаро-снижающие препараты - 33611 человек. Для улучшения качества жизни пациенты, получающие инсулин, нуждаются в современных средствах его введения. Реализация подпрограммы "Сахарный диабет" в рамках областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области" на 2006-2008 годы позволила обеспечить средствами самоконтроля 23 процента больных сахарным диабетом, или 85 процентов больных, получающих инсулинотерапию. Средствами самоконтроля обеспечены в полном объеме пациенты, являющиеся инвалидами по зрению, с ампутированными конечностями, дети и подростки, взрослые пациенты с I типом сахарного диабета, со II типом, получающие интенсивную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина). В настоящее время количество больных, имеющих глюкометры, составляет 11536 человек, из них 426 детей и подростков. Однако в условиях современного общества, все больные, страдающие сахарным диабетом, должны быть обеспечены средствами контроля уровня глюкозы в крови.

Последовательное повышение качества жизни граждан в целом и больных сахарным диабетом в частности, является основным направлением и ориентиром в сфере здравоохранения на 2009-2011 годы.

Требуется принятие дополнительных мер по обеспечению снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности при сахарном диабете, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных, страдающих таким заболеванием. Только при системном и программно-целевом подходе к организации эффективной системы оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом возможно добиться улучшения демографических показателей, в том числе у больных данной патологии.

Во всем мире количество онкологических больных увеличивается и по данным ВОЗ на ближайшие годы существенно повлиять на этот процесс не представляется возможным. В России ежегодный прирост заболеваемости составляет два - три процента. Ежегодно в области выявляется более 8,5 тысячи новых случаев заболевания. На учете у специалистов состоит около 5,5 тысячи онкологических больных, которые требуют постоянного проведения различных видов лечения: хирургического, лучевого, химиотерапевтического. Более трети пациентов вследствие онкологической патологии признаются инвалидами.

У 20,9 процента больных выявляются запущенные формы онкологической патологии, а треть больных умирают в течение года с момента установления диагноза. Смертность вследствие злокачественных новообразований по-прежнему занимает второе место в структуре причин смертности и составляет по итогам 2007 года 197,1 на 100 тысяч населения.

Онкологические заболевания наносят обществу огромный экономический ущерб. Расходы на лечение онкологических больных достигают десяти процентов всех затрат на здравоохранение.

Требуется принятие дополнительных мер по обеспечению ранней диагностики, улучшению качества проводимого лечения больных с онкологическими заболеваниями, снижению инвалидности и смертности, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных.

Реализация подпрограммы "Онкология" в рамках областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области" на 2006-2008 годы позволила добиться улучшения основных эпидемиологических показателей.

Программно-целевые подходы в решении проблем онкологии доказали свою эффективность. По сравнению с 2001 годом отмечено снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 5,5 процента. Количество выявленных больных на I и II стадии заболевания составляет около 60 процентов. Увеличилась выявляемость злокачественных новообразований при проведении профилактических осмотров на пять процентов (при раке молочной железы - на 2,5 процента, при раке шейки матки - на 3,5 процента), при этом на шесть процентов снизился показатель запущенности, в том числе при раке молочной железы - на 1,5 процента, а при опухоли шейки матки - на шесть процентов. Комплексное лечение получили практически все нуждающиеся в нем впервые выявленные больные. Смертность вследствие злокачественных новообразований снизилась за последние пять лет на четыре процента.

Однако остаются крайне высокими показатели инвалидности вследствие злокачественных новообразований. Высока доля больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза. Недостаточна организация профилактических медицинских осмотров с целью раннего выявления онкологических заболеваний.

Требуется принятие дополнительных мер по обеспечению снижения заболеваемости, инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях, улучшению качества проводимого лечения больных с онкологическими заболеваниями, обеспечению ранней диагностики и профилактики развития тяжелых осложнений, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных.

Продолжение реализации системного, программно-целевого метода организации эффективной системы оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями позволит добиться улучшения качества жизни пациентов и стабилизации демографических показателей.

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции на территории области, как и в целом в Российской Федерации, остается стабильно напряженной. По данным на 1 января 2008 года в России зарегистрировано более 407 тысяч ВИЧ-инфицированных лиц. На территории области всего с начала регистрации лабораторно выявлено 8753 случая ВИЧ-инфекции. Наш регион относится к территории с высоким уровнем распространенности ВИЧ-инфекции среди населения и занимает 16 место в Российской Федерации и 5-е место в Приволжском федеральном округе. В настоящее время на территории области проживают 7168 ВИЧ-инфицированных, показатель распространенности составляет 274,8 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации - 285,4).

Благодаря планомерной работе, проводимой в рамках областной и федеральной целевых программ по направлению Анти-ВИЧ/СПИД, мероприятиям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и проекта Глобального фонда "Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИДу" удалось достичь стабилизации эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в области, обеспечена доступность и своевременность выявления ВИЧ-инфекции, в полном объеме проводится специфическая антиретровирусная профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных пациентов. В 2007 году анти-ретровирусной терапией охвачено 1158 человек, химиопрофилактику ВИЧ-инфекции получили 297 женщин и детей. За последние три года отмечается увеличение охвата антиретровирусной профилактикой новорожденных детей с 85,9 до 95,5 процента. Несмотря на рост количества "аварийных ситуаций" при работе с ВИЧ-инфицированными пациентами и ежегодное увеличение числа ВИЧ-инфицированных доноров, благодаря своевременно проводимым профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям на территории области не зарегистрировано случаев заражения ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь, а также случаев внутрибольничного инфицирования и профессионального заражения медицинских работников.

Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию по ВИЧ-инфекции, приоритетность данного направления и необходимость комплексного решения проблемных вопросов, как на федеральном, так и на областном уровне, в последующие годы требуется реализация программных мероприятий в части обеспечения лечения и совершенствования диагностики ВИЧ и оппортунистических инфекций, проведения активной санитарно-просве-тительской работы среди населения по профилактике ВИЧ.

В рамках реализации подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" территориальный показатель заболеваемости населения туберкулезом снизился с 76,8 до 68,2 на 100 тысяч, что ниже среднероссийского показателя (82,4) и показателя заболеваемости по Приволжскому федеральному округу (78,1). Заболеваемость туберкулезом коренного населения области снизилась с 67,4 в 2005 году до 59,4 на 100 тысяч населения в 2007 году. Среди детей заболеваемость туберкулезом уменьшилась с 12,5 до 10,2 на 100 тысяч детского населения (по Российской Федерации - 16,4), в области отмечается рост заболеваемости среди подростков с 37,9 до 41,0 случаев на 100 тысяч подросткового населения. Смертность населения области от активного туберкулеза снизилась с 17,4 в 2005 году до 16,9 в 2007 году. Вместе с тем эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в области за последние три года остается тревожной.

На территории области сохраняется ряд проблем социального характера, оказывающих существенное влияние на формирование эпидемических показателей по туберкулезу. К числу таких проблем относится высокая заболеваемость туберкулезом социально-дезадаптированных групп населения: мигрантов, лиц без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы, злоупотребляющих алкоголем. Так, среди всех заболевших туберкулезом в 2007 году 63,1 процента не имеют постоянной работы, а среди всех умерших от туберкулеза 26,2 процента составили лица без определенного места жительства, более 50 процентов больных страдает хроническим алкоголизмом или бытовым пьянством, 80,1 процента имеют табачную зависимость.

За последние три года увеличилось число больных с заразными и запущенными формами туберкулеза: с 33,2 до 38,8 процента и с 35,0 до 37,4 процента соответственно, что, в свою очередь, способствует росту удельного веса больных, умерших в течение одного года с момента постановки на диспансерный учет с 14,8 до 15,4 процента.

Во исполнение Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с распоряжением Губернатора области от 12 декабря 2005 года N 380-Пр "О приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность Саратовской области" фтизиатрические учреждения были переданы из муниципальной собственности в областную государственную с 1 января 2006 года. Вследствие длительного отсутствия капитального ремонта с заменой санитарно-технического оборудования при передаче в государственную собственность области данные противотуберкулезные учреждения имели крайне неудовлетворительное санитарно-техническое состояние и слабую материально-техническую базу. Проведенные в 2006-2007 годах программные мероприятия позволили значительно улучшить условия пребывания и лечения больных в учреждениях фтизиатрического профиля. В настоящее время в целях повышения качества диагностики и лечения туберкулеза требуется улучшить оснащенность фтизиатрических учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием.

В результате обеспечения больных, страдающих психическими расстройствами, современными лекарственными препаратами, в том числе и в рамках подпрограммы "Развитие психиатрической помощи населению области", первичный выход на инвалидность у данной категории больных снизился на 22,8 процента. На 12,5 процента снизилось число случаев и на 7,6 процента - длительность временной нетрудоспособности. На 3,4 процента снизился уровень общественно опасных действий, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами, на 5,4 процента - число суицидов среди лиц, страдающих психическими расстройствами. В результате совершенствования системы выявления наркологических больных на 16 процентов улучшилась выявляемость больных алкоголизмом и в два раза - лиц, употребляющих наркотические средства. Показатель смертности вследствие отравлений алкоголем и его суррогатами за время реализации подпрограммы снизился на 31,3 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»