Действующий

О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областной целевой программе "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Реализация задачи построения рыночной экономики требует повышенного внимания к развитию предпринимательства со стороны органов государственной власти, что нашло свое отражение в программах социально-экономического развития Российской Федерации и Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), где развитие предпринимательства является одним из основных приоритетов экономической политики.

В области государственная политика в сфере малого бизнеса осуществлялась в соответствии с областными целевыми программами, которые действовали в период 1998-2000 и 2005-2007 годов. Анализ мероприятий этих программ, проведенный в 2006 году, показал, что большая часть мероприятий носила декларативный характер из-за недостаточного финансового обеспечения, что не позволило достичь обозначенных целей. Подобная ситуация была характерна для большинства российских регионов. С целью перелома данной ситуации Правительством Российской Федерации функции по регулированию сектора малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. С целью активизации развития малого предпринимательства федеральным министерством были утверждены механизмы поддержки региональных программ развития малого бизнеса. Это потребовало внесения существенных изменений в действующую Программу на 2005-2007 годы в части аккумулирования средств в пользу создания специализированных организаций поддержки в сфере производства и наукоемких технологий. Корректировка Программы позволила области принять участие в мероприятиях федеральной программы развития предпринимательства и привлечь в 2005-2007 годах на эти цели 122,5 млн. рублей из федерального бюджета.

Качественные изменения Программы на 2005-2007 годы, поддержка федерального бюджета позволили сформировать основу инфраструктуры развития предпринимательства в области. В настоящее время в регионе созданы венчурный и гарантийный фонды, планируется расширение сети бизнес-инкубаторов.

Согласно статистическим данным в 2007 году число малых предприятий, действующих в области, составило 13,8 тыс., что на 18 процентов превышает аналогичный показатель 2006 года.

В 2007 году среднесписочная численность работников малых предприятий области составила 82,2 тыс. человек (107,8 процента к уровню 2006 года).

Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что по-прежнему наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и услуг (47,3 процента). Сфера производства составляет 13,2 процента, сфера строительства -12,2 процента, сфера транспорта и связи - 4,2 процента. Тем не менее в структуре произведенной малыми предприятиями области продукции лидирующее положение занимает именно производственный сектор (промышленная продукция - 30,2 процента, строительство - 37,1 процента, транспорт и связь - 6,7 процента), доля торговли и услуг составляет 9,8 процента в общем объеме произведенной продукции.

Несмотря на то, что среднемесячная зарплата работников малых предприятий области выросла с 2004 года 2,6 раза и составила на 1 января 2008 года 6212,4 рубля, она значительно ниже среднеобластной и свидетельствует о наличии так называемой "зарплаты в конвертах". Однако положительная динамика роста зарплаты свидетельствует о переходе значительного числа малых предприятий в рамки правового поля.

Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт (далее - ВРП).

Вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6 процента в 2004 году до 13 процентов в 2007 году. Следует отметить, что в данном показателе органами статистики не учитывается вклад крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему в 2007 году составила 1,6 млрд. рублей, что превышает показатель 2006 года на 24 процента.

В 2007 году инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 1,7 млрд. рублей, что на 17 процентов больше аналогичного показателя 2006 года (по сравнению с 2004 годом рост более чем в три раза).

Создаваемая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства призвана дать дополнительный и качественный толчок росту числа малых предприятий в производственном секторе экономики, инновационной сфере, новых направлениях био-, нанотехнологий в области. Это требует дальнейшего государственного регулирования и поддержки.

Настоящая Программа является логическим продолжением предыдущей Программы и учитывает результаты ее реализации.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" впервые введено понятие субъекта среднего предпринимательства. В развитии региона среднее предпринимательство, с одной стороны, выступает как "точка экономического роста", а с другой, способствует интеграции крупного и малого предпринимательства, выполняя функцию "связующего" звена. На настоящий момент действующая в Российской Федерации структура статистических данных не позволяет оценить состояние и уровень развития среднего предпринимательства как в целом по Российской Федерации, так и в Саратовской области. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.