РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Развитие образования" на 2009-2011 годы
(с изменениями на 30 декабря 2011 года)
____________________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 29.07.2009 N 321-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.08.2009 N 380-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 457-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 529-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2009 N 609-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.02.2010 N 57-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2010 N 88-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 N 145-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2010 N 271-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2010 N 531-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.12.2010 N 638-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.03.2011 N 129-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.04.2011 N 208-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.05.2011 N 264-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.07.2011 N 355-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.11.2011 N 611-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.12.2011 N 687-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 792-П.
____________________________________________________________________
принят Саратовской областной Думой
17 сентября 2008 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие образования" на 2009-2011 годы (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
25 сентября 2008 г.
N 252-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Развитие образования" на 2009-2011 годы"
Областная целевая программа "Развитие образования" на 2009-2011 годы
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие образования" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства Саратовской области от 7 апреля 2008 года N 104-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие образования" на 2009-2011 годы", направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики в 2008 году (утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, рассмотрены на заседании Совета от 28 февраля 2008 года), постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | - министерство образования области |
Основной разработчик Программы | - министерство образования области |
Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | - главная цель Программы - создание условий для повышения качества подготовки человеческих ресурсов с учетом образовательных потребностей населения. Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности и решением соответствующих задач. Цель: обеспечение доступного качественного дошкольного образования. Задачи: - создание условий для повышения качества подготовки детей к обучению в общеобразовательном учреждении через развитие предшкольного образования; - создание условий для увеличения дошкольных образовательных учреждений, работающих по вариативным программам и новым образовательным технологиям; - создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров дошкольных образовательных учреждений. Цель: совершенствование региональной системы воспитания, способствующей успешной социализации выпускников образовательных учреждений, повышению их гражданского самосознания. Задачи: создание условий для обеспечения многообразия типов воспитательных систем, образовательно-воспитательных программ; создание условий для успешной социализации обучающихся, профилактики асоциального поведения обучающихся, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений. Цель: улучшение здоровья обучающихся и воспитанников. Задачи: - создание безопасной здоровьесберегающей среды обучения; - создание условий для совершенствования организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Цель: обеспечение предоставления качественного общего образования в соответствии с социальным запросом населения. Задачи: - создание условий для инновационного развития системы общего образования; - создание условий для развития механизмов общественно-государственного управления в системе общего образования; - создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель: повышение эффективности управления качеством образования. Задачи: создание условий для проведения независимых процедур оценки качества образования; создание единой региональной автоматизированной системы мониторинга деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений для повышения эффективности их работы. Цель: совершенствование семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи: - создание условий для развития замещающих семей; - создание системы подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и контроля за жизнеобеспечением детей в замещающих семьях; - создание системы информационно-методического сопровождения специалистов уполномоченных органов в сфере опеки и попечительства, усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. |
Важнейшие оценочные показатели: 1. Показатели повышения доступности качественного дошкольного образования: - процент детей школьного возраста с высоким уровнем готовности к школе; - доля дошкольных учреждений, внедряющих программы нового поколения. 2. Показатели улучшения условий для успешной социализации выпускников образовательных учреждений, повышения их гражданского самосознания: - доля обучающихся образовательных учреждений, занятых в реализации социально значимых проектов (в процентах от общего количества обучающихся); - доля обучающихся, занятых в системе внутришкольного дополнительного образования (в процентах от общего количества обучающихся). 3. Показатели улучшения условий для здоровья обучающихся и воспитанников. Повышение доли: - общеобразовательных учреждений, отвечающих современным требованиям; - специалистов (психологи, логопеды, социальные педагоги и др.), прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий; - школьников, получающих горячее питание; - пищеблоков общеобразовательных учреждений, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. 4. Показатели повышения предоставления качественного общего образования в соответствии с социальным запросом населения. Повышение доли: - обучающихся 9-х классов, проходящих предпрофильную подготовку; - обучающихся 10-11-х классов, проходящих профильное обучение; - обучающихся в сельской местности, получающих образовательные услуги в базовых общеобразовательных учреждениях, оснащенных современным оборудованием и укомплектованных квалифицированными педагогическими кадрами; - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательные учреждения в результате реализации регионального эксперимента по внедрению программ инклюзивного обучения таких детей. 5. Показатели улучшения условий для повышения эффективности управления качеством образования. Повышение доли: - выпускников учреждений среднего (полного) общего образования, подтвердивших годовые отметки по результатам единого государственного экзамена; - обучающихся 9-х классов, участвующих в независимой форме государственной (итоговой) аттестации; - обучающихся 4-х классов, участвующих в независимых процедурах оценки учебных достижений; - педагогических работников, аттестованных с использованием стандартизированных контрольных измерительных материалов. Снижение доли: выпускников учреждений среднего (полного) общего образования, получивших по результатам единого государственного экзамена отметки ниже годовых. 6. Совершенствование семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Повышение доли: - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях; - граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью | |
Сроки реализации Программы | - 2009-2011 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию) |
Объем и источники | общий объем финансового обеспечения, необходимого для реализации Программы, составляет 602847,2 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 402742,5 тыс. руб. (прогнозно): в 2009 году - 311263,0 тыс. руб.; в 2010 году - 37700,0 тыс. руб.; в 2011 году - 53779,5 тыс. руб.; за счет средств областного бюджета - 200104,7 тыс. руб.: в 2009 году - 65636,6 тыс. руб.; в 2010 году - 76804,2 тыс. руб.; в 2011 году - 57663,9 тыс. руб. (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 792-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - в ходе реализации Программы предполагается получение следующих результатов: - повышение качества подготовки детей к обучению в школе через развитие предшкольного образования; - увеличение доли дошкольных образовательных учреждений, работающих по вариативным программам и новым образовательным технологиям; - обеспечение инновационного развития системы общего образования; - развитие механизмов общественно-государственного управления в системе общего образования; - интеграция в общеобразовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья; - развитие независимых процедур оценки качества образования; - создание единой региональной автоматизированной системы мониторинга деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений для повышения эффективности их работы; - создание безопасной здоровьесберегающей среды обучения; - совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - обеспечение многообразия типов воспитательных систем, образовательно-воспитательных программ, развитие форм внеурочной занятости детей и подростков; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляется министерством образования области и министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 457-П, см. предыдущую редакцию) |
Нормативной основой разработки областной целевой программы "Развитие образования" на 2009-2011 годы является распоряжение Правительства Саратовской области от 7 апреля 2008 года N 104-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие образования" на 2009-2011 годы, направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики в 2008 году (утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, рассмотрены на заседании Совета от 28 февраля 2008 года), постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы".
Программа основывается на результатах, достигнутых в ходе реализации областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы, задачах, поставленных по реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Сеть общеобразовательных учреждений области в 2007-2008 учебном году включает 1291 государственное и муниципальное учреждения, являющиеся юридическими лицами, из которых 364 расположены в городских поселениях, 927 - в сельской местности.
Общее количество обучающихся в системе образования в 2007-2008 учебном году составляло 232224 человека, из которых 162841 человек (70 процентов) обучаются в городских поселениях, 69383 (30 процентов) - в сельской местности.
Кроме того, в области функционирует 28 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, являющихся юридическими лицами. Всего очно-заочной формой обучения охвачено 6568 человек.
В ходе реализации областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы на 7 процентов увеличился удельный вес детей дошкольного возраста, готовых к обучению в школе, 49 процентов общеобразовательных учреждений апробируют в начальных классах новые учебно-методические комплекты, в том числе системы развивающего обучения реализуются в 8 процентах общеобразовательных учреждений, в 22 процентах образовательных учреждениях области введено профильное обучение, из них 10 процентов - сельские школы, 85 общеобразовательных учреждений области стали базовыми.
Введены независимые формы оценки качества подготовки выпускников. С трех до шести увеличилось количество предметов, государственная (итоговая) аттестация по которым проводится в форме единого государственного экзамена. Улучшились по сравнению с 2006 годом результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку (средний балл в 2007 году составил 48,9, в 2006 году - 46,7) и обществознанию (в 2007 году - 50,5, в 2006 году - 49,5). С 52 процентов до 68 процентов возрос удельный вес выпускников 11-х классов, подтверждающих годовые отметки результатами ЕГЭ, с 61 процента до 87 процентов - доля претендентов на золотые медали, подтверждающих отличные отметки результатами ЕГЭ.
Вместе с тем не решена проблема повышения качества дошкольного образования, выступающего первой ступенью образования в целом, определяющей возможности и способности обучающегося к освоению программ на последующих уровнях образования. Доля дошкольных образовательных учреждений области, работающих по новым вариативным программам и новым образовательным технологиям, составляет 19 процентов. На сегодня недостаточна готовность дошкольных образовательных учреждений к сохранению и коррекции здоровья воспитанников. Например, в Базарно-Карабулакском, Воскресенском, Озинском, Романовском районах полностью отсутствуют коррекционные группы. В десяти районах области работает только по одной логопедической группе. В значительной степени решение задач повышения качества дошкольного образования зависит от развития кадрового потенциала. В настоящее время наблюдается недостаточное кадровое обеспечение системы образования специалистами дошкольного профиля высокой квалификации. Только 32 процента педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) имеют высшее образование.
В ряде муниципальных районов не хватает квалифицированных педагогических и руководящих кадров, что влияет на качество предоставляемых образовательных услуг. Менее 75 процентов педагогических работников Воскресенского, Дергаческого, Духовницкого, Екатериновского, Ершовского, Ивантеевского, Краснопартизанского, Новобурасского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского муниципальных районов имеют высшее образование (в среднем по области - 82,7 процента).
Обеспеченность общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием в большинстве муниципальных районов области не превышает 10 процентов.
Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования и качестве подготовки выпускников. Профильное обучение реализуется во всех общеобразовательных учреждениях Советского муниципального района, в 77 процентах общеобразовательных учреждениях города Саратова, 58 процентах Вольского, 55 процентах Балаковского, 36 процентах Энгельсского муниципальных районов. Однако в Базарно-Карабулакском, Дергаческом,
Краснопартизанском, Озинском, Перелюбском, Питерском, Самойловском, Турковском муниципальных районах условия для получения обучающимися профильного образования не созданы.
Отсутствие доступности качественного образования для всех категорий обучающихся подтверждается результатами оценки учебных достижений выпускников 9, 11-х классов общеобразовательных учреждений. По итогам ЕГЭ до 11-15 процентов оценок "2" показали выпускники 11-х классов общеобразовательных учреждений Базарно-Карабулакского, Балтайского, Краснопартизанского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Самойловского муниципальных районов. Высоким остается показатель неудовлетворительных отметок по итогам аттестации выпускников 9-х классов в АлександровоГайском, Ершовском муниципальных районах.
Таким образом, различия в уровне развития муниципальных образовательных систем, а также отсутствие стандартизированных процедур оценки качества образования, автоматизированных систем организации работы с базами данных на муниципальном и региональном уровнях не позволяют обеспечить системный мониторинг деятельности образовательных учреждений, повысить эффективность работы органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также в целом решить проблему повышения качества образования.
До настоящего времени основной формой общественного участия в деятельности общеобразовательных учреждений являются попечительские советы. В 2007-2008 учебном году попечительские советы действуют в 1060 общеобразовательных учреждениях (82 процента от общего количества общеобразовательных учреждений). Однако их деятельность в основном связана с решением финансово-хозяйственных вопросов и не направлена на участие в управлении общеобразовательным учреждением, определение направлений его развития.
Только 10 процентов детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в общеобразовательные учреждения. Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют, что из 232,2 тысячи обучающихся 66 процентов имеют хронические заболевания. Количество обучающихся, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне - 19 процентов. За последние пять лет заболеваемость юношей-подростков увеличилась на 9 процентов. Годными к военной службе в 2007 году признано всего 72,5 процента юношей призывного возраста. Кроме констатирующих медицинских диагнозов у обучающихся области отмечается большое количество факторов риска, которые не фиксируются статистикой. К таковым относятся поведенческие риски, опасные для здоровья: ранняя привычка к курению как для мальчиков, так и для девочек; потребление спиртных напитков, психотропных и наркотических веществ; ранняя активная сексуальная жизнь.
Важным фактором, способствующим сохранению здоровья детей, является здоровое питание. Анализ результатов мониторинга показывает, что несмотря на проводимую работу, охват горячим питанием обучающихся области во время учебной деятельности в 2007 году составил 71,3 процента (по России - 68 процентов), 85 процентов обучающихся получают йодированную соль, 67 процентов - поливитамины. За последние пять лет (с 2002 по 2007 год) патология органов пищеварения у обучающихся увеличилась на 16 процентов и в структуре диспансерной группы вышла на второе место после заболеваний нервной системы и органов чувств, а у подростков занимает первое место.
Большая роль в системе мер по охране здоровья детей принадлежит созданию условий для ведения образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. В ряде муниципальных образований области не выполняются нормативы по освещенности общеобразовательных учреждений, наблюдается недостаточное обеспечение медицинских кабинетов оборудованием и лекарственными препаратами. Лицензированные медицинские кабинеты имеются только в 46 общеобразовательных учреждениях области (3,5 процента от общего количества общеобразовательных учреждений области).
Общеобразовательные учреждения области испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить здоровьесберегающее обучение: не хватает школьных психологов, логопедов, преподавателей лечебной физкультуры. Это не позволяет в должной мере создать необходимые условия для развития детей, имеющих отклонения в здоровье.
По-прежнему серьезной проблемой остается слабая информированность и правовая грамотность граждан в вопросах оформления правоотношений замещающих семей. Показатель устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) гражданам, не являющимся их родственниками, составляет лишь 12,3 процента от общего числа детей указанной категории, состоящих на учете в органах опеки и попечительства.
Не выстроена областная система контроля за жизнеобеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах воспитания. В связи с чем имеют место случаи ненадлежащего исполнения своих обязанностей усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. В 2007 году было отменено два усыновления и произошло 26 случаев отмены опеки.
Более 60 процентов специалистов по опеке и попечительству над несовершеннолетними работают в занимаемой должности менее трех лет, только 32 процента имеют высшее образование.
Применение программно-целевого метода в решении вышеперечисленных проблем необходимо для установления единых региональных подходов к развитию системы дошкольного и общего образования воспитанников и обучающихся.
Решение поставленного комплекса проблем в рамках областной целевой программы позволит:
- обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в областную систему дошкольного, общего образования воспитанников и обучающихся;
- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования.
Соответственно Правительство области, реализуя Программу, осуществит целенаправленное вложение средств в повышение доступного качественного дошкольного, общего образования и воспитания, развития семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения.
Главная цель Программы - создание условий для повышения качества подготовки человеческих ресурсов с учетом образовательных потребностей населения.
Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности и решением соответствующих задач.
Цель:
обеспечение доступного качественного дошкольного образования.
Задачи:
- создание условий для повышения качества подготовки детей к обучению в общеобразовательном учреждении через развитие предшкольного образования;
- создание условий для увеличения дошкольных образовательных учреждений, работающих по вариативным программам и новым образовательным технологиям;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров дошкольных образовательных учреждений.
Цель:
совершенствование региональной системы воспитания, способствующей успешной социализации выпускников образовательных учреждений, повышению их гражданского самосознания.
Задачи:
- создание условий для обеспечения многообразия типов воспитательных систем, образовательно-воспитательных программ;