Необходимость разработки и принятия областной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2009-2010 годы вызвана тем, что преступность, несмотря на прилагаемые усилия, по-прежнему имеет характер реальной угрозы для безопасности жителей области. Так, в 2007 году возросло количество особо тяжких преступлений (+2,3 процента), в группе (+5,7 процента), в сфере незаконного оборота наркотиков (+15,8 процента) и алкоголя (+2,2 процента). Уровень преступности из расчета на 10 тыс. населения составил 188,4 преступления (2006 год - 215,8).
Динамика регистрации преступлений
Сложной остается обстановка на улицах и в других общественных местах. Несмотря на то, что по итогам истекшего года в целом по области на 2,3 процента снизилась преступность в общественных местах, сохраняется рост особо тяжких преступлений (+4,9 процента), изнасилований (+30 процентов), карманных краж (+9,3 процента), разбоев (+8,1 процента), поджогов (+100 процентов). На автодорогах области зарегистрировано 2730 (+4,5 процента) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 469 (+8,6 процента) человек и ранено 3442 (+4,6 процента) человека.
Вызывают особую тревогу правонарушения, совершенные подростками. Несмотря на снижение общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2241; -4,4 процента), их количество остается достаточно значительным, преобладают такие составы преступлений, как уголовно-наказуемое хулиганство (+27,3 процента), изнасилования (+12,5 процента), кражи (+1,6 процента), разбои (+11,7 процента).
Важным вопросом остается противодействие коррупции и организованной преступности. Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность и связь с международными преступными сообществами. Характерными признаками этого являются возрастающая угроза возможных террористических проявлений, неснижающийся поток ввоза контрабандных наркотиков на территорию области.
Развитие организованной преступности сопровождается ее качественными изменениями: возрастает техническая оснащенность и вооруженность организованных преступных группировок, повышается их криминальный профессионализм.
В этих условиях обнаруживается недостаточность взаимодействия правоохранительных органов с представителями органов исполнительной власти области, слабое использование в борьбе с преступностью возможностей общественности и населения, народных дружинников, средств массовой информации.
В определенной мере увеличению числа лиц, ставших на путь совершения преступлений, способствуют существующие социально-эконо-мические условия и материальное положение граждан, свидетельством чему является то, что из общего количества привлеченных к уголовной ответственности 59,1 процента (12335; - 6,3 процента) представляет незанятая часть населения. Причем только 2422 (11,6 процента) человека официально зарегистрированы как безработные. На 1,3 процента (4687) увеличилось число преступников, ранее совершавших преступные деяния и имеющих криминальный опыт. Их доля в общей массе (22,4 процента) продолжает оставаться значительной, практически каждый пятый выявленный преступник ранее совершал уголовно наказуемые деяния.
Глубокие преобразования в экономике и отношениях собственности способствуют значительной трансформации нравственных устоев общества, смещению ценностных ориентиров в сознании отдельных групп населения в сторону криминального образа жизни. По-прежнему остается высокой степень асоциального поведения, пьянства, наркомании. 3033 (-18,2 процента) лица в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянении и 42 (65; -35,3 процента) - наркотического.
На криминальную ситуацию в области существенное влияние оказывают ее географическое положение (наличие 579 км участка российско-казахстанской границы), многонациональный состав населения, продолжающаяся миграция беженцев и вынужденных переселенцев. За 12 месяцев 2007 года 460 (-19,7 процента) иностранцев и лиц без гражданства совершили преступления на территории области.
В недостаточном объеме обеспечивается "шаговая доступность" жителей к участковым пунктам милиции. Сегодня необходимо создание нормальных условий для службы участковых уполномоченных милиции по приему граждан на административном участке, совершенствование их деятельности в части материально-технического обеспечения.
Негативно влияет на оперативную работу участковых уполномоченных милиции по раскрытию преступлений "по горячим следам" недостаточное оснащение пунктов милиции автотранспортом.
В ближайшей перспективе могут усилиться негативные тенденции развития криминальной обстановки в области: возможны террористические акты, распространение коррупции, организованной и экономической преступности, дальнейшая наркотизация и алкоголизация населения, рост числа преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах.
Тем не менее возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в области имеются.
В настоящее время действует ряд областных целевых программ: "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы, "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы", "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области" на 2008-2010 годы, которые выполняют свое предназначение, развивается межведомственное взаимодействие в борьбе с правонарушениями.
Выполнены мероприятия областной целевой программы "Усиление борьбы с преступностью в Саратовской области" на 2004-2007 годы. Произведено в полном объеме финансирование Программы. В рамках реализации Программы системами видеонаблюдения были оборудованы объекты с массовым пребыванием граждан, обновлен автопарк Главного управления внутренних дел по Саратовской области, телефонизированы участковые пункты милиции.
Комплексами "Папилон" оснащены информационный центр, экспертно-криминалистический центр и 33 управления и отдела внутренних дел области. В 2007 году на имеющемся оборудовании получено 7075 положительных идентификаций по дактилокартам, установлено 6773 лица, 302 неопознанных трупа, раскрыто 1203 уголовных дела, в том числе 974 кражи, 42 убийства.
Принятые меры способствовали оздоровлению обстановки в области: по итогам 7 месяцев 2008 года уровень преступности из расчета на 10 тыс. населения снизился до 103,5 (7 месяцев 2007 года - 115,1).
Меньше совершено преступлений против личности (4742; -8,5 процента). Снизилось число фактов причинения тяжкого вреда здоровью (358; -11,4 процента), в том числе со смертельным исходом (112; -15,2 процента).
Снижено количество преступлений против собственности (15932; -16,3 процента), в том числе краж (10823; -16,5 процента), грабежей (1839; -26,3 процента), разбоев (230; -33,3 процента).
Отмечаются положительные тенденции по противодействию незаконному обороту наркотиков. В 2008 году выявлено 2566 таких преступлений (+5,1 процента), из них органами внутренних дел 1023 (-6,1 процента).
Сотрудниками милиции и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области по расследованным уголовным делам совместно изъято около 88 килограммов наркотических средств.
Большой объем работ по профилактике правонарушений проведен в период действия областной целевой (комплексной) программы профилактики правонарушений на территории Саратовской области на 2006- 2008 годы.
Правительством области реализован ряд мер по улучшению материально-технического обеспечения участковых уполномоченных милиции: приобретено 96 компьютеров, 96 лазерных принтеров, 241 стационарная, носимая и мобильная радиостанции.
Создано 79 "зон безопасности", что в три раза превышает их количество по отношению к уровню 2006 года. Ежесуточно задействовано до 200 сотрудников, используется 81 видеокамера.
Организованы мероприятия по увеличению количества квартир, взятых под охрану подразделениями вневедомственной охраны. В 2007 году под централизованную охрану принято 757 квартир граждан. Системами видеонаблюдения оборудовано 36 объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, на которых установлено 203 видеокамеры, в т.ч.: 21 объект особой важности (51,2 процента), 11 - повышенной опасности (47,8 процента) и 4 - жизнеобеспечения (26,7 процента).
Вместе с тем не решаются многие проблемы в обеспечении законопорядка и безопасности на улицах, общественных местах, жилом секторе, среди несовершеннолетних.