Территория Саратовской области обслуживается транспортной инфраструктурой, которая интегрирована в транспортную сеть Приволжского федерального округа и в Европейскую часть России.
Транспортная инфраструктура области включает 5 видов транспорта - железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и автомобильного транспорта, воздушного транспорта, речного транспорта.
Особое значение транспорта в условиях Саратовской области определяется относительно большими размерами ее территории. Область находится почти в центре Приволжского федерального округа, через нее проходят магистрали, соединяющие районы Центра, Северо-запада и Юга Европейской части России с Уралом, Сибирью и Среднеазиатскими странами СНГ.
По территории Саратовской области проходят важнейшие транспортные магистрали:
- железнодорожные - Москва-Саратов-Оренбург, Тамбов-Балашов-Камышановка, Пенза-Харьков, Волгоград-Саратов-Камышин. Длина железнодорожных путей общего пользования за период 1995-2002 гг. сократилась на 1,4% до 2296 км, при этом их плотность составляет в настоящее время около 22,9 км/1000 кв. км;
- автомобильные дороги - федерального значения - Воронеж-Саратов (обеспечивает связь областных центров Курской, Воронежской и Саратовской областей, а также Поволжья с северо-западными и юго-западными районами страны); территориальные дороги общего пользования - Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград, Сызрань-Саратов-Волгоград, Нижний Новгород-Арзамас-Саранск-Пенза-Саратов с рядом областей Европейской части России;
- через область протекает река Волга, по которой осуществляется связь между районами, тяготеющими к Верхней Волге и Балтийскому морю, с Нижней Волгой и Каспийским морем, Черным и Азовскими морями. Длина внутренних водных судоходных путей области 701 км, при этом их плотность составляет 6,9 км/1000 кв. км.
Воздушный транспорт представлен международным аэропортом в г.Саратове и аэропортом федерального значения в г. Балаково, а также рядом аэропортов местного значения, некоторые из которых в настоящее время, практически, не действуют.
Основные трубопроводные магистрали, проходящие через область: газопроводы "Союз", "Средняя Азия-Центр", "Саратов-Москва", "Новопсков-Уренгой", "Петровск-Елец"; нефтепроводы "Самара-Лисичанск", "Самара-Тихорецк", "Самара-Саратов-Кузьмичи"; Аммиакопровод "Тольятти-Одесса". Кроме того, имеется ряд нефтепроводов местного значения "Самара-Наливаная", "Саратов-Красноармейск" и другие.
Транспортная инфраструктура Саратовской области показана на чертежах: "Опорный план", "Проектный план", "Транспортная инфраструктура", "Инженерная инфраструктура".
Автомобильные дороги*1
_____
*1 При разработке данного раздела были использованы материалы "Целевой программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Саратовской области на период 2005-2010 г.г. с прогнозом до 2025 г.", подготовленной Саратовским филиалом ОАО "ГипродорНИИ"
Анализ современного состояния
Дорожная сеть Саратовской области, включает в себя автомобильные дороги общего пользования (федеральные и территориальные) общей протяженностью 10472 км и ведомственные дороги - 5165 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась с 9143 км в 1995 году до 10364 км в 2003 году (на 12%), 100% федеральных автомобильных дорог и 98,9% территориальных автодорог общего пользования, имеют твердое покрытие.
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км 103,4 км.
По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в области составляет около 3,9 км на 1 тыс. жителей (в Российской Федерации 5,3 км).
Структура автомобильных дорог по административному значению на 01.01.2004 г
Административное значение | Всего, км | в т.ч. с твердыми покрытиями | |
км | % | ||
1. Федеральные автомобильные дороги | 717 | 717 | 100 |
2. Территориальные автомобильные дороги | 9755 | 9647 | 98,9 |
3. Ведомственные автомобильные дороги | 5165 | 974 | 18,9 |
Всего автомобильных дорог | 15637 | 11338 | 72,5 |
По территории Саратовской области проходят три федеральные автомобильные дороги, являющиеся основой дорожной сети области. Из них М-6 Автоподъезд к г. Саратову от автодороги "Каспий" - отнесен к магистральным. Автодороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград и 1Р 158 Нижний Новгород - Саратов, отнесены к прочим федеральным дорогам.
Общая протяженность федеральных дорог составляет 717,14 км. Дороги соединяют Саратовскую область с пограничными областями и обеспечивают значительный пропуск транзитного движения. По своему значению и объему перевозок федеральные дороги фактически выполняют функции опорных маршрутов, формирующих основу сети (опорную сеть области и страны).
М-6 Автоподъезд к г. Саратову от автодороги "Каспий" входит в российский транспортный коридор "Граница Украины - Курск - Воронеж - Саратов - граница Казахстана". Протяжение дороги в пределах области составляет 223,7 км. Она обеспечивает транспортные связи населенных пунктов указанных районов с железнодорожными станциями - Балашовом, Калининском, Саратовом, с районными и областным центром, а также дает выход грузопотокам области на сеть магистральных дорог.
Автодорога 1Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Пензу) связывает город Саратов с Пензенской областью, посредством ее осуществляются транспортные связи с Республикой Мордовия и Нижегородской областью. Протяжение дороги в пределах области 101,8км. Техническая категория дороги - II.
Автодорога Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград, входящая в состав транспортного коридора "Сыктывкар - Киров - Йошкар-Ола - Ульяновск - Саратов - Волгоград", являющегося ответвлением от МТК ПАНЪЕВРОПЕЙСКЙЙ N 2 ("ТРАНССИБ"), проходит по правому берегу реки Волги по территории Самарской, Ульяновской, Саратовской и Волгоградской областей, связывая крупные центры Поволжья между собой и давая выход грузо- пассажиропотокам на другие магистральные автодороги. В Саратовской области она пересекает с северо-востока на юго-запад Хвалынский, Вольский, Воскресенский, Саратовский и Красноармейский районы. Протяжение в пределах области 391,6км.
На большем протяжении федеральные дороги области имеют двух полосное движение и по своему состоянию не обеспечивают реализацию транспортно-эксплуатационных качеств современных автомобилей, требуют реконструкции с переустройством плана и продольного профиля по параметрам более высоких категорий и усиления дорожных одежд.