Современная демографическая ситуация в области отражает общие закономерности демографического развития России. Негативные последствия экономических реформ 90-х годов и, как следствие, поведенческие реакции семей на резкое снижение стабильности, уровня и качества жизни в значительной степени обострили демографический кризис как в целом по России, так и в области. С 1995 по 2007 год численность населения области даже с учетом положительного миграционного прироста уменьшилась на 141 тыс. человек. Ежегодно область теряла 17-20 тыс. человек. В 2000 году смертность превышала рождаемость в два раза, к первому полугодию 2007 года данный показатель незначительно снизился до 1,7 раза.
В первом полугодии 2007 года в структуре причин смертности на первом месте остаются болезни системы кровообращения (59,6 процента от общего числа умерших), на втором - смертность от новообразований (12,9 процента), на третьем - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (11,2 процента).
Высокая смертность населения в значительной мере обусловлена состоянием здоровья, широким распространением вредных привычек, неразвитостью и малой доступностью для малообеспеченных слоев населения инфраструктуры, способствующей ведению здорового образа жизни (туризм, спорт, активный отдых), отсутствием мотивации к жизнесохранительному поведению. В настоящее время поколение детей лишь на 60 процентов замещает поколение родителей.
Продолжительность жизни в области (у мужчин - 59,2 года, у женщин - 72,7 года) выше, чем в среднем по России, но ниже, чем в развитых странах (у мужчин - на 13,2 года, у женщин - на 7,0 года). Основные причины низкой продолжительности жизни - высокая сверхсмертность населения в трудоспособном возрасте, высокая младенческая смертность.
Замещающая роль миграции как фактора, сдерживающего темпы сокращения численности населения, снижается. Если в 1994 году в область прибыло мигрантов на 27,8 тыс. человек больше, чем выбыло, что позволило полностью перекрыть естественную убыль населения (17,6 тыс. человек), то в 2006 году - лишь 3,3 тыс. человек (возмещение естественной убыли лишь на 20 процентов). В 2001-2005 годах уровень замещения составлял 5-21 процент от естественной убыли населения.
В 2006 году произошло снижение общей убыли населения области, в первую очередь благодаря сокращению естественной убыли населения. В первом полугодии 2007 года естественная убыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 20,5 процента (с 7,8 до 6,2 промилле). Учитывая, что начиная с 2000 года в детородный возраст вступила относительно многочисленная когорта граждан, родившихся в конце 70-х - начале 80-х годов, наблюдается стабилизация рождаемости на уровне 9,5 промилле.
В первом полугодии 2007 года отмечено почти на шесть процентов сокращение общей смертности населения с 21,4 до 20,2 тыс. человек. Произошло снижение коэффициентов смертности: от болезней системы кровообращения - на 5,9 процента, от неестественных причин - на 7,1 процента. Смертность от онкозаболеваний увеличилась на 1,4 процента. Среди неестественных причин на 31,7 процента сократилась смертность от случайных отравлений алкоголем, на 2,2 процента - от убийств, на 0,6 процента - от самоубийств.
Младенческая смертность в регионе стабильно ниже, чем в целом по России. Регистрируется устойчивое снижение показателей младенческой смертности - с 17,4 в 2001 году до 9,1 промилле в 2006 году. В первом полугодии 2007 года показатель младенческой смертности составил 8,9 человека на 1000 родившихся, это на 11,9 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
В 2006 году миграционный прирост составил 3,3 тыс. человек, что на 37,5 процента больше, чем в 2005 году. В структуре мигрантов граждане трудоспособного возраста составляют почти 70 процентов, дети - 16 процентов.
В регионе за общими демографическими тенденциями наблюдается значительная дифференциация муниципальных районов по демографическим показателям. Можно выделить несколько групп муниципальных районов со сходной демографической ситуацией.
Первую группу составляют районы, в которых показатель смертности значительно выше среднеобластного показателя и варьирует от 18,1 до 21,3 человек на 1000 населения. Она включает в себя 11 муниципальных районов: Аркадакский, Аткарский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Духовницкий, Лысогорский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Турковский и Хвалынский.
Вторая группа, в которой показатель рождаемости на 1000 населения ниже среднеобластного и варьирует от 6,9 до 8,9 новорожденных, включает муниципальные районы: Аркадакский, Балаковский, Балашовский, Балтайский, Духовницкий, Петровский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Турковский и г.Саратов.
Третья группа включает в себя муниципальные районы с высоким уровнем миграционной убыли: г.Саратов, Аркадакский, Базарно-Карабулакский, Дергачевский, Ершовский, Краснокутский, Новоузенский, Озинский и Самойловский. Миграционная убыль преимущественно наблюдается в приграничных районах области.
Согласно прогнозу государственной статистики при сохранении существующих тенденций население области сократится к 2026 году на девять процентов и составит 2360,6 тыс. человек. По прогнозу Института аграрных проблем Российской академии наук, выполненному методом передвижки возрастов, население региона за тот же период сократится на 11 процентов и составит 2314 тыс. человек.
Данная ситуация определила необходимость разработки целенаправленных мер по выходу из демографического кризиса. Начиная с 2002 года принят ряд нормативных правовых актов, в том числе Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2015 года, которая определила основные приоритеты:
- создание условий для укрепления здоровья населения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни;
- создание условий для стимулирования рождаемости и всестороннего развития семьи;
- повышение жизненного уровня населения области, обеспечение занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Участие области в проекте Фонда ООН по народонаселению "Содействие разработке и реализации региональных стратегий развития народонаселения" позволило в 2003-2006 годах подготовить квалифицированные кадры для учреждений здравоохранения и социальной поддержки населения, администраций муниципальных районов области, провести научные социально-демографические исследования.
Отдельные задачи, направленные на улучшение демографической ситуации, решают ряд областных целевых программ и нормативных правовых актов.
В сфере улучшения состояния здоровья и снижения смертности населения реализуются областные целевые программы, в том числе: "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области" на 2006-2008 годы, включающая в себя 8 подпрограмм: "Семейная медицина" на 2006-2008 годы, "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области" на 2005-2007 годы, "Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2001-2007 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2005- 2008 годы, "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005- 2007 годы, подпрограмма "Здоровое поколение" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007- 2009 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы, "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1157 "О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая употребление алкоголя и табака" на территории Саратовской области в 2010 году планируется открытие центров здоровья на базе учреждений здравоохранения муниципальных образований, оснащение которых будет осуществляться в рамках софинансирования из средств федерального и областного бюджетов (абзац с учетом изменение, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2010 N 102-П, см. предыдущую редакцию).
Существенный вклад в решение задач снижения смертности и увеличения продолжительности жизни вносит приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на развитие системы профилактики заболеваний, первичной медицинской помощи и повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
Наибольшую тревогу вызывает динамика показателя смертности в трудоспособном возрасте (в настоящее время эта доля составляет 30 процентов от всех умерших).
В этих условиях требуется разработка и реализация мер по формированию здорового образа жизни, профилактике несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Спортивными залами обеспечены 920 общеобразовательных учреждений области (89 процентов от потребности). Общая оснащенность школьных спортзалов оборудованием, необходимым для выполнения учебной программы, составляет около 50 процентов. В связи с этим для обеспечения доступности 18 тыс. детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к занятиям физической культурой и спортом требуется дооснащение спортивных залов необходимым оборудованием. С целью формирования у населения, особенно у подрастающего поколения, установок на здоровый образ жизни необходимо также проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
В 2006 году основное внимание было уделено развитию первичной медико-санитарной помощи, в том числе укреплению материально-технической базы и кадрового состава амбулаторной сети. В рамках программы "Семейная медицина" на 2006-2008 годы начался поэтапный переход к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) преимущественно в сельской местности. За 2006-2007 годы организовано дополнительно 30 отделений врача общей практики, которые оснащены современным медицинским оборудованием и санитарным транспортом. В настоящее время функционируют 69 отделений врача общей практики в 33 районах области.
С августа 2006 года начала работать бригада экстренного реагирования при Центре медицины катастроф области. Организация 66 дополнительных бригад скорой медицинской помощи, в первую очередь на селе, обеспечение их санитарным транспортом в рамках национального проекта "Здоровье" и программы "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области" на 2005-2007 годы положительно повлияло на оперативность оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Определены зоны ответственности медицинских учреждений на федеральных автомобильных дорогах для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
В рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области" ОГУ "Служба спасения Саратовской области" было обеспечено необходимым оборудованием и техникой, что позволило повысить эффективность и качество проведения аварийно-спасательных работ. В 2006-2007 годах созданы дополнительные зональные поисково-спасательные службы (подразделения) в городах Аткарске,