Недействующий

Об областной целевой программе "Усиление борьбы с преступностью в Саратовской области" на 2008-2010 годы (с изменениями на 24 декабря 2008 года) (утратил силу на основании Закона Саратовской области от 25.09.2008 N 250-ЗСО)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Необходимость подготовки Программы вызвана тем, что преступность, несмотря на прилагаемые усилия, по-прежнему имеет характер реальной угрозы для безопасности жителей области. Так, в 2006 году на территории области зарегистрировано 56276 преступлений, что на 4,3 процента больше аналогичного периода прошлого года. Уровень преступности из расчета на 10 тыс. населения по итогам 2006 года составил 215,8 преступления (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 205,4).

Сложной остается обстановка на улицах и в других общественных местах. За 2006 год в общественных местах зарегистрировано 3538 преступлений, что на 24,6 процента выше АППГ. Количество преступлений, совершенных на улицах, составило 2678 (+23,2 процента), то есть 75,7 процента от общего объема преступных деяний, зарегистрированных в общественных местах. Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах, выросло на 9,9 процента и 38,6 процента соответственно и составило 1156 и 122. На дорогах и трассах вне населенных пунктов зарегистрировано 82 преступления (+5,1 процента).

Вызывают особую тревогу преступления и правонарушения, совершенные в молодежной среде подростками. Несмотря на снижение по итогам 2006 года общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2344; -2,4 процента), их количество остается достаточно значительным. Возросло количество совершенных ими убийств (+13,3 процента), грабежей (+11,0 процента), вымогательств (+72,7 процента), мошенничеств (+40,3 процента), незаконного ношения и хранения огнестрельного оружия (+100 процентов), преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (+46,5 процента).

Одной из приоритетных задач является противодействие коррупции и организованной преступности. Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность и связь с международными преступными сообществами. Характерными признаками этого являются возрастающая угроза возможных террористических проявлений, неснижающийся поток ввоза контрабандных наркотиков на территорию области.

Развитие организованной преступности будет сопровождаться качественными ее изменениями: предполагается возрастание технической оснащенности и вооруженности организованных преступных группировок, повышение их криминального профессионализма.

В этих условиях обнаруживается недостаточность взаимодействия правоохранительных органов с представителями органов исполнительной власти области, слабое использование в борьбе с преступностью возможностей общественности и населения, народных дружинников, СМИ.

В определенной мере увеличению числа лиц, ставших на путь совершения преступлений, способствуют существующие социально-экономические условия и материальное положение граждан. Так, почти 60 процентов лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2006 году, не имеют постоянного источника доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их число увеличилось на 9,2 процента (13160). При этом из них официально зарегистрированы как безработные только 22,5 процента, или 2955 (-22,6 процента) человек, что свидетельствует о сохранении высокого уровня латентной безработицы.

Глубокие преобразования в экономике и отношениях собственности способствовали значительной трансформации нравственных устоев общества, смещению ценностных ориентиров в сознании отдельных групп населения в сторону криминального образа жизни. По-прежнему остается высокой степень антисоциального поведения, пьянства, наркомании. 3708 (-7,1 процента) лиц в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения, 65 (АППГ-69) - наркотического.

На криминальную ситуацию в области существенное влияние оказывают ее географическое положение (наличие 579 км участка российско-казахстанской границы), многонациональный состав населения, продолжающаяся миграция беженцев и вынужденных переселенцев. За 12 месяцев 2006 года 353 (+4,1 процента) иностранца и лица без гражданства совершили преступления на территории области.

В ближайшей перспективе следует обозначить следующие негативные тенденции развития криминальной обстановки в области: возможность террористических проявлений, широкое распространение коррупции, организованной и экономической преступности, дальнейшая наркотизация населения, более широкое вовлечение, особенно молодежи, в употребление наркотических средств за счет увеличения объемов контрабанды наркотиков из стран ближнего и дальнего зарубежья, рост числа преступлений, совершенных в общественных местах.

Тем не менее возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в области имеются. Областная целевая программа "Усиление борьбы с преступностью в Саратовской области" на 2004-2007 годы в основном выполнила свое предназначение: правоохранительные органы, министерства и ведомства области накопили опыт работы в новых социально-экономических условиях. Развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество по борьбе с преступностью.

В рамках реализации указанной областной целевой программы оборудованы системами видеонаблюдения объекты с массовым пребыванием граждан, обновлен автопарк ГУВД, произведена телефонизация участковых пунктов милиции.

Комплексами "Папилон" оснащены информационный центр, экспертно-криминалистический центр и 33 управления и отдела внутренних дел области. В 2006 году на имеющемся оборудовании получено 2721 положительная идентификация по дактилокартам, установлено 2377 лиц, 344 неопознанных трупа, раскрыто 483 уголовных дела, в том числе 355 краж, 26 убийств. В текущем году получено 3428 положительных идентификаций, установлено 3328 лиц, 100 неопознанных трупов, раскрыто 334 уголовных дела, в том числе 259 краж, 12 убийств.

Принятые меры способствовали оздоровлению обстановки на территории области. В текущем году уровень преступности из расчета на 10 тыс. населения снизился до 100 (АППГ-114,1).

Меньше совершено преступлений против личности (4488; -10,6 процента). Снизилось число фактов причинения тяжкого вреда здоровью (344; -16,9 процента), в том числе со смертельным исходом (116; -2,5 процента).

Принятыми мерами удалось сократить количество преступлений против собственности (16476; -15,1 процента), в том числе краж (11105; -13,6 процента), грабежей (2222; -17,3 процента), разбоев (298; -31,0 процента).

Повысилась результативность противодействия организованной преступности.

Повысилась также эффективность противодействия незаконному обороту наркотиков. В текущем году сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 980 таких преступлений (+30,5 процента), в том числе 650 (+36,8 процента) фактов сбыта, изъято более 30 кг наркотических средств.

По состоянию на 1 января 2007 года мероприятия предыдущей программы выполнены, финансирование произведено в полном объеме. Вместе с тем на протяжении 2005-2006 годов из-за противоречий нормативной базы не финансировались мероприятия по выделению жилья для участковых уполномоченных милиции. Реализация данного мероприятия началась только с 2007 года. Представляется целесообразным продолжить данную работу в рамках настоящей Программы, что в значительной мере будет способствовать укреплению кадрового ядра одного из ведущих подразделений милиции общественной безопасности.

Для закрепления достигнутых результатов и повышения эффективности противодействия преступности требуются комплексный подход и координация действий в этом направлении.

Решение данных задач невозможно без серьезной поддержки органов государственной власти области, объединения усилий правоохранительных органов, различных ведомств, органов местного самоуправления. Это обуславливает необходимость применения программно-целевого подхода.