Целями осуществления мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности области являются увеличение производственного потенциала предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, стабильное насыщение потребительского рынка продуктами питания, обеспечение продовольственной безопасности области. Динамика и прогноз производства пищевых продуктов, показатели производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и проекты развития пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложениях 14, 15 и 17 к Программе (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 222-П, см. предыдущую редакцию).
Важнейшая экономическая, социальная и политическая задача - обеспечить устойчивую работу отечественного продовольственного рынка, застраховав его от резких ценовых колебаний.
Пищевая и перерабатывающая промышленность области насчитывает 14 отраслей, объединяющих 170 крупных предприятий и 977 предприятий малого и среднего бизнеса. Численность работающих в промышленности составляет более 19 тыс. человек.
Пищевая промышленность области представлена следующими отраслями: молочная, мясная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, кондитерская, макаронная, винодельческая, ликероводочная, масложировая, сахарная, производство плодоовощных консервов, пивоваренная, производство безалкогольных напитков и розлив минеральной воды, рыбная, пищеконцентратная (майонез, горчица и т.п.).
Приоритетными направлениями развития пищевой и перерабатывающей промышленности являются развитие первичной переработки животноводческого сырья, глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, организация производства продуктов детского питания, производство продукции, обогащенной витаминами и микронутриентами, повышение конкурентоспособности продукции (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 222-П, см. предыдущую редакцию).
Тенденция роста производства пищевой продукции в 2008-2012 годах продолжится. Среднегодовой темп прироста физического объема продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности составит 5 процентов.
Прирост продукции в молочной и мясной отраслях будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве, чему способствуют меры, предусмотренные Программой.
Положительное влияние на рост объемов производства пищевой продукции окажет привлечение в отрасль инвестиций.
Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации перерабатывающих производств предусматривается оказание государственной поддержки предприятиям в форме субсидий юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных учреждений, на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии проведения реконструкции и модернизации производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Реализация мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности и их финансирование с 2011 года будет осуществляться в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2010 N 124-П).
8.1. Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции
Целью внедрения глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, увеличения мощностей по убою и первичной переработке скота является обеспечение мясной отрасли качественным и конкурентоспособным отечественным мясным сырьем.
Современная тенденция развития - приближение боен к сельхозпроизводителю: упор делается на совершенствование и рост числа небольших боен на территории, где выращивается скот.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задачи по оснащению действующих и строящихся боен или хладобоен современным технологическим оборудованием.
По состоянию на 1 января 2008 года мощности предприятий мясной промышленности по переработке скота составляют 14 тыс. т мяса в год. В связи со значительным сокращением в середине 90-х годов объемов производства животноводческой продукции на сельхозпредприятиях, с переходом на новые рыночные условия производственные мощности по переработке скота на предприятиях мясной промышленности уменьшились в 10 раз. Износ действующего оборудования по переработке скота составляет 95-100 процентов.
Вместе с тем в ряде районов области обострилась проблема со сбытом мяса, особенно в ЛПХ. Крайняя неоднородность сдаваемого поголовья по весовым кондициям, небольшие партии даже в пределах одного муниципального образования, подворный забой являются мощными сдерживающими факторами при реализации мяса на перерабатывающие предприятия. Значительная часть скота забивается непосредственно в хозяйствах.
Проблема переработки вторичных продуктов убоя и утилизации биологических отходов стоит перед отечественными животноводами давно. В результате рыночных преобразований резко сократилась переработка вторичной продукции убоя, субпродукты, непригодные в пищу людям, утилизируются. В настоящее время производителей мяса, рационально использующих продукты убоя, практически не осталось. В то же время за счет более полного использования сопутствующих продуктов убоя скота и птицы можно существенно снизить себестоимость основных видов продукции.
Развитие материально-технической базы предприятий мясной и молочной промышленности будет осуществляться на основе внедрения передовых технологий при полном использовании вторичного сырья. Предполагается в первую очередь применение безотходных технологий, когда сельскохозяйственное сырье полностью используется как для производства продуктов питания, так и для производства медицинских препаратов (эндокринное сырье), кормов, биологически активных добавок, продукции технического назначения (клей, альбумин), художественных изделий (рога, копыта). В связи с уменьшением мощностей по забою за последние годы в 10 раз необходимо оснащение современным технологическим оборудованием действующих и строящихся предприятий и цехов по первичной переработке скота, завода по переработке вторичного сырья (кость, технические отходы).
В целях улучшения экологической обстановки в регионе предполагается проведение реконструкции котельных, организация переработки непищевых отходов. В масложировой промышленности будет решен вопрос организации переработки лузги путем грануляции, что облегчит ее хранение и переработку.
Осуществление государственной поддержки предусматривается в форме субсидий юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных учреждений, на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии проведения реконструкции и модернизации производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
(часть признана утратившей силу постановлением Правительства Саратовской области от 09.08.2010 N 365-П, см. предыдущую редакцию).
8.2. Организация производства продуктов детского питания, продукции, обогащенной витаминами и микронутриентами, повышение конкурентоспособности продукции
Целями организации производства продуктов детского питания, продукции, обогащенной витаминами и микронутриентами, повышения конкурентоспособности продукции являются расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции для детского и диетического питания.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
организация выпуска специализированной мясной продукции для детского и диетического питания;
организация новых или дооснащение существующих специализированных цехов (участков) для производства молочных продуктов детского и диетического питания;