Действующий

Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы" (с изменениями на 25 декабря 2012 года)


1. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий
(пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 28.12.2011 N 765-П, см. предыдущую редакцию).


Настоящая Программа разработана в соответствии с Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 446 от 14 июля 2007 года (далее - Государственная программа).

Программа реализует государственную аграрную политику на территории области на период 2008-2012 годов.

Экономический рост в сельском хозяйстве области продолжается 8 лет подряд. За период с 1999 по 2006 год стоимость валовой продукции сельского хозяйства увеличилась на 44,7 процента. Однако начиная с 2003 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и зависимости от импортного сырья, объем которого растет быстрее, чем внутреннее производство. Если в 2004 году производство в растениеводстве приблизилось к уровню 1990 года, то в животноводстве к настоящему времени оно восстановлено лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения области увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве области, узость сферы альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем деревни. Около 53 процентов сельских жителей имеют среднедушевые денежные доходы и 41 процент - располагают ресурсами ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:

- недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства;

- прогрессирующие негативные экологические процессы в сельском хозяйстве, проявляющиеся в хроническом снижении почвенного плодородия, засолении сельскохозяйственных земель и других отрицательных явлениях;

- усугубляющееся воздействие природно-климатических факторов на сельскохозяйственное производство области и, в частности, нарастание засушливых явлений в период вегетации растений;

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства и, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- продолжающийся на протяжении почти двух десятков лет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью агропродовольственных рынков, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страховой деятельности;

- дефицит квалифицированных кадров (как руководителей и специалистов, так и работников массовых профессий), вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В настоящее время создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением экономической политики области.

Сложившаяся экономическая и институциональная система сельского хозяйства свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только крупных, но и малых форм хозяйствования.

В целом сектор малых форм хозяйствования в Саратовской области составляет, по данным Росстата, 6,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (общая площадь земли 2202,8 тыс. га) и 290 тыс. личных подсобных хозяйств (общая площадь земли 51 тыс. га), а также 162 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 104 снабженческо-сбытовых, 37 кредитных и 21 перерабатывающий). В этом секторе используется 26 процентов общей земельной площади.

Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала.

Вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам требуется произвести затраты на разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений, регистрацию производственных объектов, строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, подключение к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, покупку сельскохозяйственных животных.

Создание крестьянского (фермерского) хозяйства зачастую связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует денежных средств.

Без решения всех перечисленных проблем начинающие фермеры не смогут быть конкурентоспособными.

Сектор крестьянских (фермерских) хозяйств имеет определенный потенциал для развития животноводства.

Качественные изменения в производстве продуктов животноводства могут стать катализатором положительных качественных изменений как всей сельскохозяйственной отрасли в целом, так и рынков сельскохозяйственной продукции в частности.

Поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств во многом будет способствовать освоению заброшенных необрабатываемых земель, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.

Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ позволит увеличить производство отечественной животноводческой продукции, будет способствовать увеличению поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, а также распространению передового опыта организации животноводства.

Стимулирование эволюционного перехода личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) в КФХ является важным фактором в развитии экономики сельского хозяйства области.

Полноценное развитие сельского хозяйства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.

Начиная с 2000 года в области отмечено наращивание объемов производства основных продуктов питания. Высокими темпами развивается производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, масла растительного, маргариновой продукции, кондитерских изделий. Стабильно развивается молочная отрасль.

В то же время достаточно остро стоят проблемы повышения качества сырья и готовой продукции, расширения ассортимента детского и школьного питания, продуктов с повышенными сроками хранения и новыми потребительскими свойствами. Их решение неразрывно связано с проведением мероприятий по техническому перевооружению предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.