ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 ноября 2007 года N 303-Пр
О Концепции обращения с отходами производства и потребления в Саратовской области на 2008-2010 годы
(с изменениями на 1 апреля 2009 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П.
_______________________________________________________________
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения Саратовской области, комплексного решения проблем, связанных с созданием системы глубокой переработки сырья и отходов (преамбула с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Саратовской области на 2008-2010 годы (далее - Концепция).
2. Комитету охраны окружающей среды и природопользования области, министерству промышленности и энергетики области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерству по развитию транспортного комплекса области, министерству здравоохранения области во взаимодействии с управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, управлением ветеринарии Правительства области разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции и обеспечить комплексное решение вопросов защиты окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления, обеспечения благоприятной среды для создания основы здорового образа жизни населения области (пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области учитывать положения Концепции при разработке и реализации программ экологического оздоровления территорий.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Приложение
к распоряжению
Правительства области
от 8 ноября 2007 года N 303-Пр
Концепция обращения с отходами производства и потребления в Саратовской области на 2008-2010 годы
1. Введение
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области (далее - Концепция) является стратегией управления потоками отходов, определяет цели, задачи и пути решения проблемы в сфере обращения с отходами.
Одной из острых экологических проблем Саратовской области в настоящее время является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления. Негативное воздействие отходов выражается прежде всего в поступлении в окружающую среду вредных химических и токсичных веществ, ведущих к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. В населенных пунктах Саратовской области, особенно в крупных городах, не справляются с очисткой от скапливающегося на улицах мусора. Неудовлетворительно решаются вопросы сбора, утилизации и размещения отходов производства и потребления, следствием чего является ухудшение санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию).
Многие виды отходов производства и потребления являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов. Вовлечение их в хозяйственный оборот позволит эффективно решать социально-экономические проблемы региона.
Защита окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления, обеспечение чистой среды обитания для населения области, особенно в крупных промышленных центрах, относится к приоритетам социально-экономической политики, создаст основы здорового образа жизни населения области.
2. Современное состояние и проблемы обращения с отходами в Саратовской области
Основными проблемами обращения с отходами в Саратовской области являются:
неудовлетворительное состояние мест сбора и размещения отходов, которые не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, являются существенным фактором загрязнения окружающей среды (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию);
устойчивое ухудшение санитарно-эпидемической ситуации в области в результате возрастания объемов образования и накопления отходов производства и потребления;
потери невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов в результате отсутствия использования вторичных ресурсов;
ежегодное увеличение площади нерационального использования земельных площадей, занимаемых под складирование и захоронение отходов', выведение их из хозяйственного оборота;
несоблюдение правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории населенных пунктов области;
нарушение эстетического облика городов, населенных пунктов и прилегающих к ним территорий в результате захламления земель;
увеличение расходов областного и местных бюджетов по статьям, связанным с обращением отходов;
низкий уровень привлечения инвестиций из различных источников в данную сферу;
отсутствие экономических стимулов и рыночных механизмов, регулирующих хозяйственную деятельность в области управления отходами;
отсутствие на территории Саратовской области полигона для утилизации промышленных токсичных отходов;
отсутствие мусороперерабатывающих предприятий;
отсутствие разработанных технологий селективного сбора;
необходимость совершенствования нормативно-правовой базы при обращении с отходами производства и потребления.
К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Ежегодно на территории Саратовской области образуется более 3 млн м твердых бытовых отходов (ТБО), с учетом увеличения удельных норм накопления прогнозируется их дальнейший рост.
Сложившаяся в Саратовской области система обезвреживания ТБО основана на их захоронении на полигонах и свалках ТБО. На эти же объекты поступают для захоронения малоопасные промышленные отходы. По данным госстатотчетности в 2006 году на свалках и полигонах размещено более 2827,6 тыс. м ТБО и малоопасных промышленных отходов, что на 200 тыс. м больше, чем в 2005 году.
В области практически не применяется сортировка и утилизация отходов, извлечение вторсырья. Бумага, металл, стекло, пластмасса и другие виды отходов являются ценным вторичным сырьем, которое после соответствующей подготовки может использоваться в промышленности и строительном производстве. Строительные отходы также могут быть использованы вторично.
Общее количество полигонов и свалок ТБО, расположенных на территориях муниципальных образований области, составляет 723, из них санкционированных - 479, в том числе в районных центрах - 44, в городских округах - 435. Остальные свалки являются несанкционированными. Общая площадь мест захоронения бытовых отходов, с учетом территорий городских округов, составляет 1453 га, в том числе в районных центрах - 544 га, в городских округах - 909 га.
Для сбора ТБО используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки) и затем доставляются спецавтотранспортом на полигоны и свалки. Однако нехватка контейнерных площадок и спецавтотранспорта, особенно в г.Саратове, не позволяет в полной мере решить проблему санитарной очистки населенных пунктов области.
Из-за отсутствия раздельного сбора отходов в контейнеры с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарства и прочее. Все это оказывается на свалках и в виде фильтрата попадает в водоносные горизонты, загрязняя их токсичными веществами. Помимо этого, из тела свалки постоянно выделяются газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и т.д., что приводит к возгоранию свалок. Тем самым происходит загрязнение атмосферного воздуха.
Из всего количества полигонов и свалок, существующих в населенных пунктах области, почти ни один в полной мере не отвечает санитарным требованиям, что влечет за собой значительную эпидемиологическую опасность, нарушение природного ландшафта, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
Низкий уровень экологической культуры населения приводит к захламлению отходами территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д. Кроме того, зачастую жители сжигают опавшие листья и смет, поджигают мусор в уличных урнах и контейнерах, не задумываясь о вредных последствиях этого.
В настоящее время в Саратовской области нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов, и практически все ТБО и промышленные отходы 4-5 и частично 3 класса захораниваются на полигонах. Отходы 1-2 классов опасности в настоящее время в полном объеме остаются на территории промышленных объектов, накапливаясь в недопустимых масштабах. В связи с прогнозируемым увеличением объемов образования ТБО большее значение приобретает организация современного мусоросортировочного производства.
При транспортировке отходов не всегда минимизируется прогон автотранспорта, который является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому проблема создания мусороперегрузочных станций и разработка оптимальных маршрутов для мусоровозов имеет значение не только с экономической, но и с экологической точки зрения.
Особую экологическую проблему представляют отходы промышленного производства (далее по тексту - промышленные отходы). Их токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла обращения с промышленными отходами. Недостаточность финансовых средств и мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий, а также практическое отсутствие обустроенных полигонов для промышленных отходов, слабый контроль со стороны надзорных органов приводят к несанкционированному размещению опасных промышленных отходов, образованию свалок на берегах водоемов, в городских лесах и т.д.
В соответствии с законодательством к компетенции Саратовской области как субъекта Российской Федерации относится принятие законов в сфере обращения с отходами. Высокоопасные промышленные отходы 1-2 классов составляют 10-15 процентов от общего объема промышленных отходов области. Их обезвреживание требует больших затрат. Наиболее крупные отходопроизводители - ООО "БМУ", ОАО "Вольскцемент", ОАО "Саратоворгсинтез", ОАО "Саратовский НПЗ" и т.д.
Проблемы экологической опасности промышленных и бытовых отходов стоят очень остро. Опасность представляют собой все стадии обращения с отходами, начиная от сбора и транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Помимо экологических аспектов проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются значительными источниками сырьевых ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья может дать существенную экономию природных ресурсов и энергии.
3. Система мероприятий по решению проблем обращения с отходами
Основными направлениями работы с отходами производства и потребления являются:
снижение объемов образования отходов за счет внедрения безотходных технологий на предприятиях области;
сокращение объемов отходов вывозимых на полигоны захоронения;
формирование технологических комплексов по переработке и вторичному использованию промышленных и бытовых отходов;
привлечение инвестиций в переработку и вторичное использование отходов;
развитие рынка вторичных ресурсов;
минимизация отрицательного воздействия полигонов и других объектов размещения отходов на окружающую среду (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию).
В комплекс мероприятий по решению проблемы обращения с отходами производства и потребления входят:
Создание системы санитарной очистки населенных пунктов от отходов
Система санитарной очистки населенных пунктов от отходов включает три основных подхода к решению проблемы:
1. Крупные города области, имеющие значительные объемы отходов производства и потребления (Саратов, Энгельс, Балаково, Вольск, Балашов).
2. Центры муниципальных образований.
3. Малые населенные пункты.
В крупных городах предусматривается селективный сбор отходов от жилого сектора, предприятий, учреждений, рынков, магазинов и т.п. Внедряется сортировка отходов на специальных комплексах, осуществляющих разделение и компактирование вторичного сырья по видам, а также не подлежащих использованию остатков отходов. Обоснованно внедряются технологии двухступенчатой системы сбора с использованием мусороперегрузки и сортировки отходов и последующего захоронения на полигонах ТБО их остатков. Отсортированные отходы используются в качестве вторичного сырья, внедряются экономически и экологически обоснованные технологии переработки отходов.
В районных центрах и поселках городского типа осуществляется сбор преимущественно несортированных отходов и их транспортировка на полигоны, на которых при въезде организуются линии сортировки и компактирования поступающих отходов. Отсортированные по направлениям вторичного использования отходы направляются на предприятия по их переработке. Непригодные к использованию компактированные остатки отходов направляются на участок захоронения. Не исключается организация в поселениях приемных пунктов по сбору отходов, являющихся вторичным видом отходов (макулатура, металлолом и т.п.).
В малых населенных пунктах, в садоводческих товариществах и других аналогичных организациях оборудуются специальные площадки по сбору отходов, с последующим их вывозом на ближайший полигон.
Система сбора, утилизации промышленных отходов
Отходы производства, образующиеся на предприятиях, многообразны по составу. Существенно различаются и объемы их образования и накопления на предприятиях: от килограммов и литров до десятков и сотен тонн, в зависимости от технологии производства продукции, или рыночной конъюнктуры.
Многообразие видов отходов, нестабильность их составов и свойств, широкий диапазон объемов образования обуславливает сложность решения проблемы их обезвреживания. В результате многие предприятия либо осуществляют неорганизованный вывоз промышленных отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза ТБО.
Многие крупные предприятия области сохраняют практику размещения высокоопасных отходов, запрещенных к вывозу на свалки и полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), на собственных объектах длительного хранения. Всего по состоянию на конец 2006 года в могильниках, хранилищах, отвалах и других объектах, принадлежащих предприятиям области, накоплено около 38 млн т производственных отходов.
Предпочтительна полная утилизация и переработка токсичных промышленных отходов 1, 2, 3 и, при необходимости, 4 классов опасности с использованием передовых технологий.
Некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 классов опасности по согласованию с органами и учреждениями санитарных и природоохранных служб могут вывозиться на полигоны ТБО. Такая практика имеет место в Саратовской области.
Мероприятия в сфере обращения с крупногабаритным мусором