РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы

(с изменениями на 27 января 2011 года)



принят Саратовской областной Думой
29 августа 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 02.07.2008 N 151-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 291-ЗСО,
Законом Саратовской области от 26.12.2008 N 368-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 460-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.11.2009 N 578-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2009 N 635-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 650-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.06.2010 N 231-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.09.2010 N 451-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.01.2011 N 61-П.

_______________________________________________________________

     

     Статья 1

     Утвердить областную целевую программу "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.

     

     Статья 2

     Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.



Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов


г.Саратов

11 сентября 2007 г.

N 166-ЗСО

     

     
Приложение
 к Закону Саратовской
области "Об областной целевой программе
 "Национально-культурное развитие народов
Саратовской области" на 2008-2010 годы"



Областная целевая программа "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы
(с изменениями на 27 января 2011 года)

     

Паспорт областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 14 мая 2007 года N 106-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы"

Государственный заказчик Программы

- комитет общественных связей и национальной политики области, министерство по делам территориальных образований области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2009 N 635-П, см. предыдущую редакцию)

Основной разработчик Программы

- комитет общественных связей и национальной политики области

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

- цели Программы:

создание целостной системы государственной поддержки этносоциального развития народов  с учетом задач стратегии социально-экономического развития и национальной политики в области;

обеспечение условий для удовлетворения социальных потребностей народов, населяющих область;

выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов области, предотвращение социальной стратификации по этническим признакам;

распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия  и российского патриотизма;

сохранение и приумножение культурно-исторического наследия области;

обеспечение интеграции иммигрантов в жизнь местных сообществ в муниципальных образованиях области, формирование на местах атмосферы сотрудничества и доверия.

Задачи Программы:

совершенствование нормативно-правовой базы области в сфере национальных отношений в области;

разработка мер по противодействию любым проявлениям агрессивного национализма и экстремизма;

совершенствование системы информационного обеспечения проблем межнационального сотрудничества, развитие региональной информационной базы по теории и практике межнациональных отношений;

разработка и реализация методик взаимодействия органов местного самоуправления и местных национальных общественных организаций и религиозных объединений по противодействию ксенофобии и формированию толерантного сознания в местных сообществах;

разработка мониторинговой системы по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике социальных конфликтов и экстремистских проявлений на этнической основе;

установление прямых партнерских связей между национально-культурными объединениями Саратовской области и регионами России;

повышение квалификации управленческих кадров в сфере межнациональных отношений;

развитие образования на национальном (родном) языке, национальных видов спорта

Срок и этапы реализации Программы

- 2008-2010 годы.

I этап - 2008 год;

II этап - 2009 год;

III этап - 2010 год

Исполнители основных мероприятий Программы

- комитет общественных связей и национальной политики области, министерство по делам территориальных образований области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство информации и печати области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, комитет капитального строительства области, управление делами Правительства области, Саратовский отдел Волжского войскового казачьего общества (по согласованию), администрации муниципальных образований области (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 28.09.2010 N 451-П, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования

- общий объем финансирования Программы составляет 30185,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2008 году - 7920,0 тыс. рублей, из них:

средства областного бюджета в сумме 7210,0 тыс. рублей;

внебюджетные средства в сумме 710,0 тыс. рублей (прогнозно);

в 2009 году - 5035,5 тыс. рублей из них:

средства областного бюджета в сумме 1425,5 тыс. рублей;

средства местного бюджета в сумме 2900,0 тыс. рублей (прогнозно);

внебюджетные средства в сумме 710,0 тыс. рублей (прогнозно);

в 2010 году - 17230,1 тыс. рублей, из них:

средства областного бюджета в сумме 16520,1 тыс. рублей;

внебюджетные средства в сумме 710,0 тыс. рублей (прогнозно)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 27.01.2011 N 61-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение атмосферы межнационального общения в области;

предупреждение и снижение конфликтов и преступлений на национальной почве;

развитие социально-экономического партнерства в рамках межнациональных отношений

Система организации и контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 460-П, см. предыдущую редакцию)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Для реализации практических мер в сфере национальных отношений в области в конце 90-х годов была разработана и принята программа "Социальное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998-2001 годы". С 2003 по 2006 годы на территории области осуществлялась реализация областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" (2003-2006 годы).

Эти программы явились механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в области, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В ходе осуществления указанных программ ставка была сделана на конкретные дела с реальными целями и конкретными результатами.

В области действуют общеобразовательные учреждения с изучением национального (родного) языка. Преподавание на татарском языке ведется в школах г.Саратова, г.Пугачева, Базарно-Карабулакского, Дергачевского, Ершовского, Балаковского, Петровского районов. Башкирский язык преподается в школах Пугачевского района, казахский - в школах Александрово-Гайского района, чувашский - в Базарно-Карабулакском районе. Немецкий язык преподается в школах г.Маркса, Марксовского и Энгельсского районов.

Подобная система деятельности позволила увеличить количество участников мероприятий Программы. При этом существенно увеличилось количество национальных общественных объединений и гражданских инициатив, направленных на сохранение межнационального мира и согласия в области.

Вместе с тем в указанных программах были недостаточно освещены проблемы пропаганды идей толерантности и межнационального сотрудничества, повышения эффективности социокультурной интеграции иммигрантов и представителей национальных меньшинств, поддержки российского казачества. Завершение срока реализации областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" (2003-2006 годы) в 2006 году потребовало подготовки новой программы национально-культурного развития народов Саратовской области на основании результатов и опыта, полученного в ходе реализации предыдущей программы, а также с учетом реальной общественно-политической ситуации области, ее истории и прогноза социально-экономического развития.

Саратовская область является многонациональным, поликонфессиональным территориальным образованием. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, межнационального диалога и веротерпимости, что, в свою очередь, наложило своеобразный отпечаток на современное состояние национальных отношений.

По данным Всероссийской переписи населения (2002 год), на территории области проживают представители 135 национальностей. Наиболее крупные этнические группы: русские - 85,9 процента, казахи - 2,9 процента, украинцы - 2,5 процента, татары - 2,16 процента. Также в области проживают: мордва - 0,6 процента, чуваши - 0,6 процента, беларусы - 0,48 процента, немцы - 0,45 процента, армяне - 0,94 процента, азербайджанцы - 0,62 процента.

На сегодняшний день в пределах муниципальных районов области компактно проживают различные этнические группы населения: казахи - в Александрово-Гайском, Озинском, Перелюбском, Дергачевском, Питерском, Краснокутском, Ершовском, Федоровском, Краснопартизанском, Марксовском, Энгельсском, Ровенском районах; немцы - в Марксовском, Энгельсском, Саратовском, Красноармейском, Ровенском, Советском, Калининском районах; чеченцы - в Калининском, Татищевском, Марксовском и Саратовском районах; татары - в Базарно-Карабулакском, Балаковском, Дергачевском, Ершовском, Новобурасском, Петровском, Ровенском, Саратовском районах, курды - в Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Озинском районах; украинцы - в Балаковском, Самойловском, Лысогорском, Саратовском, Татищевском, Федоровском районах, башкиры - в Перелюбском, Пугачевском районах, армяне - в Саратове, Балаковском, Вольском, Лысогорском, Марксовском, Пугачевском, Балтайском и Татищевском районах; чуваши и мордва - Базарно-Карабулакском, Балаковском, Вольском, Петровском, Татищевском районах.

С точки зрения напряженности национальных отношений Саратовская область сегодня относится к числу благополучных субъектов Российской Федерации. Благодаря конструктивной совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и национальных общественных объединений удается избежать серьезных потрясений и конфликтных ситуаций на этнической основе. Снижаются темпы миграционных процессов. В 2003 году число прибывших в Саратовскую область сократилось практически вдвое по сравнению с 1993-1995 годами.

Официальная статистика свидетельствует, что за счет миграции наибольший прирост численности населения области наблюдался среди русских. Второе место занимают украинцы, миграционный прирост которых оказался в 7 раз меньше, чем русских. На третьем месте - армяне, на четвертом - казахи и азербайджанцы, на пятом - татары. Прирост численности остальных этнических групп весьма незначительный либо отрицательный. Заметно возросла активность негосударственных общественных организаций (в том числе национально-культурных), благодаря усилиям которых происходит практически безболезненная интеграция мигрантов в принимающее сообщество.

Также непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкультурной интеграции, формировании общих духовно- нравственных ценностей.

За последнее десятилетие в области, как и в России в целом, активизировался рост национального самосознания граждан, что, в свою очередь, обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев. Наличие мест компактного проживания представителей этнических общностей создает необходимые условия для функционирования устойчивых структур национальных общественных объединений. В последние годы сохраняется тенденция увеличения числа районных отделений национальных общественных объединений области в районах с компактным проживанием различных этнических групп населения. Национальные объединения становятся активными и деятельными субъектами в общественно-политической жизни: все большее внимание они уделяют проводимым на территории области избирательным кампаниям, участвуют в работе различных консультативных органов, созданных при органах власти.

В области открыты и успешно функционируют официальные представительства ряда республик-субъектов Российской Федерации: Башкортостана, Татарстана, Мордовии, а также Представительство Западно-Казахстанской области, что создает дополнительные условия для эффективного этнокультурного развития представителей соответствующих этнических общностей на территории области и является мощным стимулом для межрегионального и международного торгово-экономического, культурного, научно-технического сотрудничества и взаимодействия в сфере регулирования межнациональных отношений.

Вместе с тем в развитии национальных отношений на территории области существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Многие из них кроются в кризисных явлениях экономики и социокультурной сферы и требуют взвешенности, четкой последовательности, поэтапности конкретных мер по координации национальных отношений, прежде всего на региональном уровне. Одной из ключевых проблем остается создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории области. Отсутствие программных методов регулирования этносоциальных процессов может привести к усилению межнациональной напряженности, вспышкам национальной розни и дестабилизации этнополитической ситуации в регионе в целом. Происходившие в последние годы на территории области социально-экономические процессы, сопровождавшиеся глубокими переменами в межэтнических отношениях, не только обострили объективно существовавшие межнациональные проблемы, но и привели к появлению новых.

Во многом сложившаяся этнополитическая ситуация региона обусловлена изменившимися геоэкономическими и геополитическими реалиями за последние десятилетия XX века. После распада СССР Саратовская область стала приграничным районом на центрально-азиатском направлении Российской Федерации. Наличие открытой границы с Республикой Казахстан в шести муниципальных районах, стихийные миграционные потоки, кризисное социально-экономическое состояние, ухудшение условий жизни населения негативно отразились на развитии процессов межнационального взаимодействия, политизируя в некоторых случаях отдельные конфликтные проявления, и повлекли за собой изменение поселенческой и этнической структур наименее развитых районов области.

Русское население на территории области в целом расселено равномерно. В абсолютном большинстве районов его численность является преобладающей, за исключением восьми муниципальных районов, где русские составляют менее 70 процентов от общего количества населения: Александрово-Гайский (41 процент), Дергачевский (53,2 процента), Краснокутский (54,2 процента), Перелюбский (62,7 процента), Новоузенский (56,6 процента), Озинский (63,9 процента), Питерский (67 процентов) и Турковский (69,5 процента) районы.

При этом на территории этих образований представители русского этноса имеют самый низкий уровень рождаемости, один из наиболее высоких показателей смертности среди основных национальностей, характеризуются деформированной этнической и социально-экономической структурой, недостаточной правовой, социально-экономической и национально-культурной защищенностью. Сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется высоким уровнем депопуляции, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, практически исчерпанным трудовым потенциалом.

Другими серьезными проблемами, оказывающими большое влияние на формирование межнациональных отношений, являются миграция и вопросы адаптации мигрантов к новым условиям жизни. Саратовская область была и является на сегодняшний момент одним из наиболее принимающих регионов Российской Федерации. Вследствие происходящих миграционных процессов возрос удельный вес представителей народов Средней Азии и Кавказа, происходит изменение этнической карты области, особенно в восточных районах. Через государственную границу, по оценкам Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области, с конца 90-х годов ХХ века до 2007 года в регион прибыло примерно 200 тыс. человек, что составило почти 8 процентов от численности населения области.

На территории приграничных районов наблюдаются тенденции формирования "разделенного рынка" по этническому признаку и ярко выраженное социально-экономическое расслоение населения по уровню образования, дохода, социального статуса, а также усиливающаяся этническая сегрегация при устойчивом замедлении темпов развития общественного сектора. Если в конце 90-х годов ХХ века практически все населенные пункты области с численностью жителей более 500 человек были полиэтничными, то сейчас уже существуют "этнические районы". Наиболее показательным примером является ситуация в Ершовском муниципальном районе, в месте наиболее компактного проживания кавказских этнических групп. Современный национальный состав района является результатом демографических процессов, проходивших в течение последних десяти лет, и продолжает меняться в сторону увеличения численности представителей кавказских диаспор.

По данным опроса вынужденных переселенцев в Саратовской области 40 процентов из них имеют постоянную работу, 50 процентов - временную. При этом 87 процентов мигрантов не имеют постоянного жилья. Неустроенность быта создает основу для развития криминогенной среды среди мигрантов. Недостаточная интегрированность и взаимопонимание между представителями национальных групп, проживающих на территории области, может привести в среднесрочной перспективе к возникновению межнациональной напряженности и конфликтных ситуаций. Под воздействием ущемления прав русских как в "ближнем зарубежье", так и в ряде регионов самой России, проявления национализма, этнической дискриминации при трудоустройстве, принуждения русских к выезду из ряда национальных республик и национально-территориальных образований среди русских стала наблюдаться ответная реакция. Это проявляется в различных формах, часто граничащих с экстремизмом: возникновении национально-патриотических объединений, росте неприязни к представителям иных национальностей и эмигрантов, психологическом дискомфорте. Нередко эта реакция возникает на эмоционально-реактивной основе стихийно и может принять неуправляемый характер.

В ряде районов области отмечаются активные проявления мигрантофобии. Исследования показали, что основной причиной снижения толерантности являются неэффективное регулирование рынка труда, формирование негативных ожиданий у коренного населения. Сюда же можно отнести и неэффективную миграционную политику, порождающую незаконную миграцию при фактической "прозрачности" границ, этнокультурные различия между иммигрантами и принимающей стороной, более высокие темпы роста самосознания ряда этнических групп по сравнению с местным населением, что само по себе является источником ксенофобии.

Согласно аналитическим исследованиям, проводившимся Поволжской академией государственной службы им.П.А.Столыпина в 2006 году, возможность возникновения серьезных конфликтов ощущают примерно 70 процентов жителей области. В 1992 году этот показатель не превышал 20 процентов. Таким образом, относительно позитивная ситуация в сфере межнациональных отношений на территории области в настоящий момент не дает оснований к прогнозированию ее сохранения в среднесрочной перспективе.

Таким образом, анализ состояния сферы национальных отношений в области приводит к осознанию необходимости разработки более конкретных и эффективных мер и механизмов по реализации национальной политики. Эти меры должны быть ориентированы на сохранение и развитие накопленного позитивного опыта в решении вопросов этносоциального развития населения, а также содержать в себе системный подход в решении возникающих проблем в сфере укрепления стабильности этносоциальных и этнокультурных отношений.

Инструментом решения данной задачи является настоящая Программа. Особенно актуален применяемый программно-целевой метод в условиях, когда основная ответственность за регулирование национальных отношений объективно переносится на региональную власть. Программа предполагает переход от дотационной поддержки отдельных мероприятий национальных объединений к политике проектно-целевого финансирования этнокультурного развития области.

Традиционно при решении вопросов этносоциального развития населения области акцент делался на сохранение и обогащение национальных культур. Однако в Программе на основе применения комплексного и межотраслевого подхода усилено внимание и к другим компонентам общественной жизни, в том числе социальной сфере, гармонизации межнациональных отношений, воспитанию установок толерантного сознания, роли национальных общественных объединений как институтов гражданского общества в реализации национальной политики.

Такой подход диктуется реалиями социально-экономического и социокультурного развития области. Важнейшим средством обеспечения межнационального согласия в области является систематическая работа органов государственной власти по созданию эффективных условий для удовлетворения информационных, культурных, образовательных и иных гуманитарных потребностей жителей области, связанных с их национальной принадлежностью. Исключительный акцент только на развитие национальных культур вольно или невольно ведет на практике к отраслевому принципу управления, что в современной ситуации недопустимо.

В соответствии с данной методологией решения вопросов регулирования национальных отношений в Программу заложена идея достижения межнациональной гармонизации, межкультурной и межэтнической толерантности в национальных отношениях как средства обеспечения социальной безопасности области. Осуществление этой идеи предполагает усиление интеграции многонационального населения региона на основе единства интересов, ценностей, исторических традиций прошлого, без противопоставления представителей одних этнических общностей другим, без проявления национального эгоизма, этноцентризма и шовинизма, превращения национальных движений в националистические.

В рамках целевого программного подхода межнациональные отношения необходимо рассматривать как важнейшие составляющие социально-экономической политики области, а эффективное использование потенциала национальных диаспор как ресурс повышения инвестиционной привлекательности области.

Большая часть крупных национальных диаспор создала общественные организации, главная цель которых - в более полной мере выражать потребности и запросы представляемых ими народов в сохранении национальной культуры, родного языка, традиций и самобытности, способствовать активному вовлечению этнических групп в социокультурное пространство области. Однако не в полной мере осуществляется комплексное развитие и не разрабатываются программы, способные обеспечить самофинансирование этнокультурных организаций.

Некоторые из национальных диаспор приняли участие в создании этнографического комплекса "Национальная деревня народов Саратовской области". Комплекс выполняет важнейшую миссию, отражая не только культуру и традиции народов, но и подчеркивает важность единения и сотрудничества народов России и Саратовской области для поддержания стабильной межнациональной и общественно-политической обстановки в области путем духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 28.09.2010 N 451-П).

Однако, на сегодняшний день возможности этнографического комплекса "Национальная деревня народов Саратовской области" используются не в полной мере. У комплекса есть ряд проблем, одной из которых является отсутствие водоснабжения. Для обеспечения водой необходимо строительство сетей водопровода протяженностью 1,7 км, повысительной насосной станции, резервуаров для воды, монтаж трансформаторной подстанции и кабельной линии для электроснабжения насосной станции, а также для водоотведения необходимо строительство сети канализации протяженностью 1,7 км (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 28.09.2010 N 451-П).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»