РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007 - 2010 годы"

(с изменениями на 8 декабря 2011 года)

     

принят Саратовской областной Думой
21 февраля 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 30.03.2007 N 32-ЗСО,
Законом Саратовской области от 01.10.2007 N 191-ЗСО,
Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 106-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 141-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 267-ЗСО,
Законом Саратовской области от 03.12.2008 N 320-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.07.2009 N 291-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.07.2009 N 322-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 438-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 684-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.12.2011 N 686-П.

_______________________________________________________________     


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Саратовской области
П.Л. Ипатов



г.Саратов

22 февраля 2007 г.

N 3-ЗСО

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Саратовской
области на 2007-2010 годы"


Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2011 годы"
(наименование с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 684-П, см. предыдущую редакцию)

Саратов, 2007

     

Паспорт областной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2011 годы"

(наименование с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 684-П, см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

- областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2011 годы" (далее - Программа)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 684-П, см. предыдущую редакцию)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 19 сентября 2006 года N 254-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

- министерство по делам гражданской обороны  и чрезвычайным ситуациям области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 141-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик Программы

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство по делам гражданской обороны  и чрезвычайным ситуациям области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Цель Программы

- снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в области для повышения уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Задачи Программы

- развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий, совершенствование и модернизация существующих систем наблюдения природных и техногенных опасностей;

создание геоинформационной системы "Управление рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Саратовской области";

развитие систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях, модернизация существующих систем оповещения;

развитие сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах области, закупка современного оборудования для спасения людей и оказания им медицинской помощи;

реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, укрепление и развитие учебно-мате-риальной базы областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области" (далее - ОГОУ ДПО "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области");

создание резервов материальных средств  и оборудования для ликвидации чрезвычайных ситуаций, медикаментов для первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

создание, сохранение и использование страхового фонда документации на потенциально опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения области;

защита населенных пунктов области от затоплений, подтоплений и развития оползневых процессов

обеспечение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении населению услуг по тепло-, водоснабжению и водоотведению (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 438-П)

Оценочные показатели

- выполнение программных мероприятий по сравнению с оценочными показателями 2005 года позволит:

снизить количество потенциально погибших на 43,3 процента, количество пострадавшего населения на 75,7 процента;

повысить эффективность затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1:10

Сроки реализации Программы

- 2007-2011 годы

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 684-П, см. предыдущую редакцию)

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство по делам гражданской обороны  и чрезвычайным ситуациям области, министерство строительства и жилищно-ком-мунального хозяйства области, областное государственное учреждение "Служба спасения Саратовской области", ОГОУ ДПО "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области", министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство здравоохранения области, областное государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области", Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 141-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования

- Программа финансируется из областного бюджета, общий объем финансирования составляет 488,58  млн. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 08.12.2011 N 686-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличение числа спасенных в авариях и чрезвычайных ситуациях, сокращение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы возлагается на Правительство области и министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию).

Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств областного бюджета представляются исполнителями Программы в установленном порядке

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 141-ЗСО, см. предыдущую редакцию)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. По оценкам территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, произошедших на территории области за последние пять лет, превысил 91 млн. рублей.

Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

Достаточно серьезную угрозу для населения и объектов экономики области представляют сейсмические опасности. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, имеющих дефицит сейсмостойкости, проживает значительная часть населения области.

Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. На основании статистических данных мониторинга паводковой обстановки прошлых лет установлено, что по повторяемости, площади распространения и суммарному материальному ущербу весеннее половодье представляет наибольшую угрозу для населения и территории области. При определенных метеорологических условиях (осадки, температура и др.) основными паводкоопасными могут оказаться 17 районов области, где в зонах затопления может оказаться до 68 населенных пунктов с населением около 15 тыс. человек, а также до 4,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, до 15 мостов, более 50 км автомобильных дорог. Материальный ущерб может составить более 10 млн. рублей (в 2003 году он превысил 40 млн. рублей).

Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередачи и связи), строений и гидротехнических сооружений. Результаты оценки суммарного ущерба и риска (социального и экономического) от паводка показывают, что эти величины с каждым годом имеют устойчивую тенденцию роста. Прежде всего, это связано с тем, что из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах.

Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций представляют собой зоны развития переработки (размыва) берегов на Саратовском и Волгоградском водохранилищах и оползневые процессы. Практически ежегодно в области регистрируются новые оползневые участки. Причина оползневой деятельности на территории области связана как

с природными факторами, так и техногенным воздействием на природный ландшафт. Развитие оползневых процессов ведет к тому, что в зону действия попадают здания жилого и социального назначения, опоры линий электропередач.

Саратовская область является крупным индустриальным центром Приволжского федерального округа и России в целом. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.

В настоящее время в области функционирует 289 потенциально опасных объектов, из которых: радиационно-опасных - 2, биологически опасных - 1, химически опасных - 67, взрывопожароопасных - 120, пожароопасных - 24, гидродинамически опасных - 75.

Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области и страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 800 тыс. жителей губернии, что составляет более 30 процентов населения области.

Высокую угрозу несут радиационноопасные объекты: Балаковская АЭС и федеральное государственное унитарное предприятие "Саратовский зональный специализированный комбинат "Радон" (далее - ФГУП "СЗСК "Радон"). На АЭС отмечается высокая степень износа основных производственных фондов - около 35,7 процента, на ФГУП "СЗСК "Радон" - 15 процентов.

В случае гипотетической аварии в 30-километровую зону вокруг Балаковской АЭС попадает 44 населенных пункта с общей численностью населения более 230 тыс. человек. Примерный ущерб может превысить 4 млрд. рублей.

В области функционирует 67 химически опасных объектов с общим количеством аварийно химически опасных веществ (АХОВ) около 8 тыс. тонн, в зонах повышенной химической опасности расположены 5 городов области с численностью населения более 1,9 млн. человек. Основная доля средств обнаружения и контроля химических аварий на этих объектах морально и физически устарела; уровень технического контроля, управления автоматической противоаварийной защиты технологических процессов и дежурно-диспетчерской службы очень низок, системами аварийного контроля обеспечены 28 процентов химически опасных объектов, из них половина автоматизированы.

Достаточно сильное влияние на аварийность с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов, который составляет в среднем 50 процентов, но наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ достигает, а где и превышает 70 процентов. Наполовину изношено оборудование на объектах по хранению и переработке мясомолочной продукции (мясокомбинаты, молочные комбинаты, сыро-молочные заводы).

Нарушаются правила безопасности при перевозке, хранении, транспортировке и применении хлора: хлорные объекты не оснащены современными испарителями хлора, модернизированными дозаторами, автоматическими средствами контроля и анализа. На десяти процентах объектов контейнеры и баллоны с хлором хранятся открыто.

Склады хранения аммиака отвечают требованиям безопасности, однако системой индикации (обнаружения аммиака) оборудованы на 50 процентов.

На территории области имеется 120 пожаровзрывоопасных объектов, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К таким объектам относятся промышленные предприятия, в производстве которых используются пожаро- и взрывоопасные вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий достаточно высок и составляет от 40 до 80 процентов.

Определенную угрозу населению области несут объекты коммунального хозяйства. Техническое состояние водопроводов в области оказывает немаловажное влияние на гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Необходим капитальный ремонт водоразборных и очистных сооружений, требует замены длительно эксплуатирующееся насосное и технологическое оборудование. Для выполнения ремонтных работ на сооружениях и сетях необходимы специальная техника, механизмы, так как существующая техника отработала два и даже три нормативных срока и требует капитального ремонта. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" потребителю должна осуществляться бесперебойная (круглосуточная) подача коммунальных ресурсов надлежащего качества, отвечающих санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления. Поэтому необходимо решать указанную проблему на основе государственной поддержки программными методами, которые будут способствовать устойчивому функционированию коммунального хозяйства области и обеспечивать необходимый уровень жизнеобеспечения граждан (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 438-П, см. предыдущую редакцию).

Анализ причин аварийности на объектах ЖКХ показал, что 36 процентов аварий происходит из-за их ветхости. За период с 2001 по 2006 год ущерб от чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения области составил около 3 млн. рублей.

Среди большого количества объектов экономики и жизнеобеспечения области особое место занимают критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры. В области проводится работа по повышению защищенности этих объектов, определенная решениями совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года (протокол N 4), утвержденными Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 года Пр-2192. Необходимо создать систему надзора и контроля за разработкой и реализацией неотложных и долгосрочных мер,

направленных на решение задачи повышения защищенности опасных объектов и населения, которая на современном этапе является одной из приоритетных задач развития страны.

В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения и органов местного самоуправления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Работа по совершенствованию системы связи и оповещения была начата в рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы", что позволило повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и доведения информации об угрозе и факте чрезвычайных ситуаций до руководства министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и аппарата Губернатора области.

Однако решение данной проблемы может быть обеспечено дальнейшим оснащением пунктов управления Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) современными средствами связи и оповещения. Особенно это актуально для пунктов управления, развертываемых непосредственно в районах проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В настоящее время большая часть технических средств, которые в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России должны входить в подвижные пункты управления, отсутствует, а имеющиеся устарели и требуют модернизации и доукомплектования.

Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов.

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает создание данных резервов в натуральном виде, в объемах, необходимых для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Действующая программа предусматривает создание резервов медикаментов и медицинского оборудования, оборудования для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, средств защиты растений.

В настоящее время областной резерв материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создан не в полном объеме от необходимого количества, установленного правовыми актами Правительства области.

Качественному и эффективному проведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения будут способствовать наличие и оперативное привлечение страхового фонда документации.

В соответствии с федеральным законодательством:

территориальные страховые фонды документации являются собственностью субъектов Российской Федерации, создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отвечают за создание, сохранение и использование в установленном порядке территориального фонда;

микрофильмирование и сохранение документации территориальных фондов финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В области данная работа ведется только за счет собственных средств объектов и за счет средств федерального бюджета.

Мероприятия по развитию областной службы спасения для предупреждения и оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций начаты в рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы". Укомплектованность областной службы спасения аварийно-спасательным оборудованием, техникой, плавсредствами, медицинским оснащением на момент начала действия указанной Программы составляла 20 процентов от норм положенности; по состоянию на октябрь 2006 года этот показатель увеличился до 40 процентов: приобретен современный гидроинструмент, пневмоинструмент, электростанции, радиостанции, амфибийное судно на воздушной подушке "Хивус-6", резиновые лодки "Орион-25", лодочные моторы, автомобили "УАЗ", специальное оборудование, средства защиты спасателей, водолазное оборудование и снаряжение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»