Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2007 года N 9-П


О Концепции развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы

(с изменениями на 5 декабря 2008 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 26.05.2022 N 422-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 394-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.12.2008 N 473-П.

_______________________________________________________________


В целях создания основ устойчивого экономического и духовного развития в Саратовской области, достижения высокого качества жизни, обеспечения здорового, творческого, профессионального долголетия населения Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы (далее - Концепция).

2. Министерству здравоохранения области разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции, обеспечив комплексное решение вопросов охраны здоровья населения на основе устойчивого социально-экономического развития области, улучшения экологической обстановки, формирования здорового образа жизни и нравственных основ личности (пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 05.12.2008 N 473-П, см. предыдущую редакцию).

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области учитывать положения Концепции при разработке и реализации программ укрепления здоровья и создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 30 января 2007 года N 9-П

     

Концепция развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы


I. Обоснование необходимости разработки Концепции


Сохранение здоровья населения и повышение качества жизни является стратегической задачей политики Губернатора и Правительства Саратовской области (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 394-П, см. предыдущую редакцию).

Здоровье - комплексное понятие, определяемое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.

Основные интегральные показатели состояния здоровья населения Саратовской области остаются относительно стабильными на протяжении последних лет. Наиболее острыми проблемами здоровья населения Саратовской области являются низкий уровень рождаемости, высокий уровень общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм.

Снижение естественного прироста населения выдвигает на первое место проблему обеспечения условий, необходимых для рождения и воспитания здорового поколения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в 2005 году родилось 23639 детей.

Общий коэффициент рождаемости вырос с 8,1 на 1000 населения в 2001 году до 9 в 2005 году. Однако рождаемость значительно ниже уровня простого воспроизводства населения и наблюдающееся небольшое повышение ее не может привести к прекращению естественной убыли и даже заметному уменьшению темпов этой убыли, поскольку одновременно наблюдается рост общей смертности населения. В 2005 году в области умерло 44 тысячи человек, что в 1,5 раза больше, чем в 1989 году. Снижение смертности в 1995-1998 годах было незначительным, а с 1999 года она вновь стала расти и составила в 2005 году 16,8 умерших на 1000 населения (в 1989 году- 11,2).

В целом показатели здоровья населения отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2005 году составила 65,5 лет (у мужчин - 59,2 года, у женщин - 72,3). По Российской Федерации: 57 лет - мужчины, 62 года - женщины.

Основными причинами смертности по итогам 2005 года остаются болезни системы кровообращения - 57 процентов, на второе место вышли новообразования - 12,3 процента, третье место занимают несчастные случаи, отравления, травмы - 12 процентов. Структура причин смертности свидетельствует о продолжающихся негативных тенденциях и состоянии здоровья населения. Смертность от болезней системы кровообращения увеличилась на 2,7 процента (958 на 100 тысяч населения), в основном за счет хронической сердечной недостаточности; смертность от болезней органов пищеварения увеличилась на 17,2 процента (62,8 на 100 тысяч); от заболеваний органов дыхания осталась практически на прежнем уровне (42,3 на 100 тысяч).

В структуре смертности трудоспособного возраста неестественные причины занимают второе место. Ежегодно от них умирает более 7 тысяч человек, что составляет 16 процентов среди всех естественных причин смерти.

Многие хронические недуги формируются и имеют свое начало в детском возрасте. Вызывает тревогу растущая среди молодежи гиподинамия, распространение наркомании, алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем.

Отмечается ухудшение репродуктивного здоровья, что обусловливает риск нарушения развития организма ребенка в перинатальном периоде и определяет качество жизни и здоровья в будущем.

Преимущества профилактического подхода в вопросах охраны здоровья очевидны, финансовые затраты на осуществление программ предупреждения заболеваний и социально негативных факторов, приводящих к их развитию, неизмеримо ниже затрат на лечебную помощь и лекарственное обеспечение, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов.

В настоящее время приоритетами социально-экономической политики должны являться не только формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, но и оздоровление среды его обитания и, как следствие этого, обеспечение здорового образа жизни.

II. Цели формирования и реализации Концепции


Целями формирования и реализации Концепции являются:

создание основ устойчивого экономического и духовного развития Саратовской области, обеспечение высокого качества жизни, укрепление и развитие генофонда нации;

обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики по обеспечению стабильности и благополучия общества;

ориентация общества на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, активную старость. Вопросы состояния здоровья трудоспособного населения, охрана здоровья матери и ребенка, снижение младенческой и предотвращение материнской смертности являются приоритетными в деятельности Правительства области.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны, укрепления и восстановления здоровья населения, предусматривающих объединение усилий законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и самих граждан.

III. Задачи Концепции


Основными задачами Концепции являются:

обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды:

создание условий для формирования физически, духовно и нравственно гармоничной личности за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов, укрепления связей с историческим прошлым и культурным наследием нации;

улучшение демографической ситуации в области, развитие и сохранение трудового потенциала, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и использования здоровьесберегающих технологий, в первую очередь, в трудоспособном и детском возрасте.

IV. Основные принципы реализации Концепции


Основными принципами реализации Концепции являются:

межведомственный и межсекторальный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических особенностей различных территорий, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

ответственность и консолидация действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, организаций, граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

ответственное отношение каждого человека к своему здоровью и здоровью своих близких;

единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

V. Факторы, определяющие здоровье населения


Успех государственной политики в области охраны и укрепления здоровья зависит от влияния на управляемые факторы, воздействующие на его состояние, и предусматривает сочетание общих мер по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в отдельных группах.

Современная социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее значимых детерминант, оказывающих влияние как на жизнь отдельных людей и семьи, так и общества в целом.

VI. О состоянии здравоохранения области


Важнейшим определяющим фактором здоровья населения является уровень социально-экономического развития региона.

По состоянию на I января 2006 года доля лиц трудоспособного возраста в структуре населения области увеличилась по сравнению с 2005 годом на 0,6 процента и составила 61.9 процента. При этом среди сельского населения доля лиц трудоспособного возраста составляет 58,2 процента, что, наряду с особенностями жизни и труда, определяет специфику мероприятий по сохранению здоровья сельских жителей.

Доля детей в общей численности населения области составляет 15,9 процента.

Анализ реализации Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы показал, что удалось решить ряд задач, направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.

Задача совершенствования деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения в области решалась за счет проведения единой политики развития отрасли на территории области, в первую очередь, через разработку и принятие программы государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи, создание организационных структур по координации деятельности различных ведомств (координационный Совет с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, комиссия по взаимодействию с частным здравоохранением), подписание соглашений о взаимодействии в сфере здравоохранения с федеральными и ведомственными медицинскими учреждениями.

Объединение министерства здравоохранения и министерства труда и социального развития области внесло весомый вклад в решение задачи расширения социальной базы здравоохранения. Путем привлечения к решению вопросов охраны здоровья общественных и религиозных организаций были сделаны шаги в отношении объединения усилий всех заинтересованных структур в борьбе с социально значимыми заболеваниями - наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ-СПИДом и др.

В настоящее время на территории области функционирует 231 медицинская организация, в том числе 168 - в структуре 40 муниципальных образований области; 53 учреждения областного подчинения, 10 - федерального подчинения Минздравсоцразвития России.

Общая коечная мощность лечебных учреждений области по итогам 2005 года составила 27335 коек, в том числе муниципального подчинения - 23777 коек, из которых 2275 койки - дневного пребывания (8,7 процента). Обеспеченность круглосуточными койками составляет по итогам 2005 года 104,8 на 10 тысяч населения, койками дневных стационаров - 8,7 на 10 тысяч населения. По сравнению с 2001 годом обеспеченность больничными койками по области снизилась на 8,4 процента, койками дневного пребывания - на 32,5 процента.

По сравнению с 2001 годом показатели работы коечного фонда улучшились, однако отмечается значительный уровень необоснованной госпитализации на круглосуточные койки.

Амбулаторная сеть области представлена 444 учреждениями, на базе которых развернуты дневные стационары па 2144 коек. Число коек дневных стационаров выросло в 2005 году на 16,5 процента, по сравнению с 2001 годом - на 353 койки.

Низкая укомплектованность амбулаторного звена, особенно в сельской местности, сопровождается низкими показателями доступности амбулаторной помощи: число врачебных посещений в ряде районов области составило в 2005 году 3,2-4,3 на 1 жителя при среднеобластном показателе 8,8.

В изменившихся организационно-правовых условиях деятельности здравоохранения большое значение должно придаваться эффективному использованию основных ресурсов отрасли.

В области охраны здоровья матери и ребенка за 5 лет удалось снизить показатель младенческой смертности на 47,8 процента - до 9,1 промилле, стабилизировать показатель материнской смертности на низких цифрах: 21,1 на 100000 живорожденных. Одним из значимых мероприятий реализации предыдущей Концепции явилось создание единой неонатальной службы в области. С этой целью в 2001 году организован областной педиатрический реанимационно-консультативный центр на базе областной детской клинической больницы.

Получили развитие 4 межрайонных центра по оказанию специализированной и реанимационной помощи детям, в которых с 2001 года открыто 30 реанимационных коек для новорожденных.

В настоящее время основной причиной смертности населения являются сердечно-сосудистые заболевания. В Саратовской области создана единая кардиологическая служба. В кардиохирургическом центре областной клинической больницы освоены и выполняются операции на проводящих путях при сложных нарушениях ритма. В настоящее время активно внедряется весь спектр подобных вмешательств. Параллельно проводится работа на уровне первичного звена. В кабинетах (отделениях) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений создан персонифицированный учет лиц с повышенным артериальным давлением, организовано динамическое наблюдение, сформированы группы пациентов с факторами риска.

Результатом явилась некоторая стабилизация показателей смертности населения области от сердечно-сосудистых заболеваний. Так, за 2005 год показатель составил 958,4 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев 2006 года -935,3 на 100 тысяч населения. Снижение данного показателя обусловлено в основном смертностью от ишемической болезни сердца (в 2005 году показатель составил 556,7 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев 2006 года -542,1 на 100 тысяч населения).

В результате проводимых мероприятий удалось повысить выявляемость артериальной гипертонии на 80 процентов, количество больных, состоящих под диспансерным наблюдением, - на 50 процентов. За 3 года снизилось число вызовов скорой медицинской помощи к больным артериальной гипертонией на 16 процентов, по поводу гипертонических кризов - на 6 процентов.

В 2006 году с началом реализации приоритетного национального проекта "Современное здравоохранение" увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи населению области. На 35 процентов увеличилось количество кардиохирургических операций на территории области. На 40 процентов увеличилось количество больных, направленных на высокотехнологичные виды лечения в счет квот Саратовской области.

С целью снижения смертности от неестественных причин в области создана сеть кабинетов социально-психологической помощи, завершено объединение психиатрической и наркологической служб. Налажена система работы территориальных межведомственных координационных советов по профилактике наркомании. Осуществляется систематический мониторинг заболеваемости и распространенности наркомании, а также смертности вследствие отравления наркотическими средствами. В результате проводимых мероприятий за 9 месяцев 2006 года на 22,2 процента увеличилось количество впервые выявленных больных наркоманией. Организованы отделения для лечения кризисных состояний в областной психиатрической больнице и в г.Саратове, открыты 5 кабинетов социально-психологической помощи.

Онкозаболевания в настоящее время занимают второе место среди причин первичной инвалидности (19,6 процентов по итогам 2005 года). На онкологическом учете состоит свыше 53000 человек, что составляет более 2 процентов населения области. Ежегодно выявляется около 24 тысяч новых случаев заболевания. В 2006 году на базе областного онкологического диспансера открылся областной онкологический центр. Приобретены два передвижных маммографических кабинета. Охват профилактическими осмотрами женщин увеличился с 33,9 процента в 2004 году до 50,7 процента в 2006 году. В рамках областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области на 2006-2008 годы" постоянно осуществляется поставка современных противоопухолевых лекарственных препаратов. За счет этого отмечается некоторая тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний. В 2005 году показатель смертности составил 206,0 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев 2006 года данный показатель составил 199,7 на 100 тысяч населения. В соответствии с основными направлениями развития онкологической службы области в областном онкологическом диспансере внедрен территориальный раковый регистр.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»