Деятельность по формированию новой, ориентированной на результат системы государственного управления в области будет строиться с учетом существенного задела, сформированного в процессе работы над Программой социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), системой документов, регламентирующих разработку областных целевых программ, процедуру оценки результативности деятельности органов исполнительной власти области.
В ходе реализации настоящей Программы в части внедрения элементов управления по результатам предполагается последовательный переход к индикативному планированию. С одной стороны, это даст возможность связать перспективные цели социально-экономического развития области с мерами государственного регулирования, предусмотренными в бюджете области, с другой, - обеспечить управляемость социально-экономических процессов посредством координации действий органов исполнительной власти области и хозяйствующих субъектов, их ориентирования на достижение целей социально-экономического развития области через разработку и реализацию прогнозов, целевых ориентиров и программ, носящих рекомендательный характер.
Для реализации новых подходов, связанных с внедрением элементов управления по результатам, требуется решение следующих задач:
- включение в среднесрочную программу социально-экономического развития области, областные целевые программы стратегических целей, задач, промежуточных значений стратегических показателей и ресурсов, детальных описаний мероприятий, направленных на достижение намеченных целей;
- формирование развернутой системы среднесрочного, краткосрочного годового и оперативного планирования и отчетности на основе анализа результатов и основных направлений деятельности органов исполнительной власти области;
- создание системы объективного контроля исполнения плановых мероприятий и областных целевых программ, оценки их социально-экономической эффективности, аудита результативности деятельности органов исполнительной власти области, а также формирование банка данных полученных результатов оценок деятельности;
- внедрение системы рейтингов качества государственного управления.
Принципиальным отличием перечисленных документов и системы мониторинга результатов деятельности станет то, что в их основу будут положены предусмотренные планом мероприятий настоящей Программы формирование реестра государственных функций и услуг, определение системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти области и областных целевых программ.
Показатели для органов исполнительной власти области в социальной сфере будут приближаться в планируемом периоде к их нормативным, научно обоснованным значениям. Обязательным требованием станет включение в перечень показателей, отражающих уровень удовлетворенности целевых групп качеством получаемых государственных услуг. Формирование альтернативных источников поступления подобной информации в плане мероприятий Программы предусматривается практически по каждому направлению реформы.
Показатели результативности деятельности органов исполнительной власти области, осуществляющих регулирование реального сектора экономики, в большей мере, чем сейчас, должны будут отражать влияние органа исполнительной власти области на состояние регулируемой им сферы деятельности, собственно показатели эффективности деятельности государственных служащих.
Особую актуальность в сфере управления по результатам для области имеет необходимость оптимизации количества областных целевых программ. Объем ассигнований, выделяемых для реализации действующих программ, должен быть достаточен для достижения планируемых результатов, а сокращение или прекращение выделения ассигнований должно происходить по формализованной процедуре в соответствии с четкими и прозрачными критериями оценки областных целевых программ.
При этом оптимизация количества областных целевых программ будет идти как по пути включения ликвидируемых программ в качестве подпрограмм в оставшиеся программы, так и по пути преобразования в ведомственные программы. Остающиеся и вновь разрабатываемые областные целевые программы должны быть сосредоточены на реализации социально значимых, инновационных и инфраструктурных проектов, направленных на решение проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти области.
В качестве основного инструмента оптимизации количества областных целевых программ будет выступать ежегодное формирование министерством экономического развития и торговли области и представление Правительству области сводного доклада об итогах реализации областных целевых программ.
На период реализации Программы предусматривается привлечение внебюджетных средств для экспертной поддержки в рамках межрегионального проекта "Внедрение управления по результатам на региональном уровне" (совместно с Иркутской областью, Республикой Калмыкия и Чувашской Республикой (финансируется Всемирным Банком, Траст-фондом ММР Великобритании) и Программы консультаций и обмена опытом по вопросам управления (совместно с Минэкономразвития России).