Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений область стала пограничной, местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север - юг, запад - восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы.
В настоящее время область не имеет документов территориального планирования, учитывающих изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых - появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации и муниципальные районы до 2006 года, а поселения и городские округа - до 2008 года.
Отсутствие в области документов территориального планирования муниципальных образований приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие документов территориального планирования дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан.
Главными причинами, препятствующими обновлению документов территориального планирования, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки.
Основными аспектами, рассматриваемыми документами территориального планирования, являются:
направление развития и совершенствования систем расселения и миграционных процессов: федеральных, региональных, местных - и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию зон различного функционального назначения.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий районов области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально - пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех документов территориального планирования обязательно присутствует раздел "Социально-экономическое развитие".
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению планирования развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования;
созданию документов территориального планирования градостроительных регламентов.
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти области в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы.