Действующий

Об областных целевых программах (с изменениями на 19 июня 2013 года) (с изменениями на 16 августа 2013 года)

Эколого-экономический эффект от реализации Программы


Эколого-экономическая эффективность инвестиций при реализации Программы определяется сопоставлением планируемых затрат с величиной предотвращенного экологического ущерба.

Ущерб от воздействия на окружающую среду является комплексной величиной и представляет собой потери и затраты от техногенного воздействия объекта (объектов) на компоненты окружающей среды, социальные условия жизни и здоровье населения.

Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения окружающей среды представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения окружающей среды, которых удалось избежать в результате осуществления природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих качество природной среды в целом или ее отдельных эколого-ресурсных компонентов.

Реализация Программы в первую очередь предотвращает бесконтрольное и несанкционированное попадание непригодных и запрещенных к применению пестицидов в природную среду: в почву, в поверхностные и подземные воды, а через них в растения (в т.ч. в продукты питания), организм человека. Тем самым исключается возникновение чрезвычайных и аварийных ситуаций, сопряженных с загрязнением земель и выведением их из хозяйственного оборота, загрязнением воды водоемов питьевого и культурно-бытового назначения. Исключаются затраты на ликвидацию последствий этих чрезвычайных ситуаций: очистку и рекультивацию земель, очистку водоемов, проведение компенсационных выплат населению за ущерб здоровью.

Максимальная величина предотвращенного экологического ущерба, который мог бы быть нанесен окружающей природной среде, рассчитывается как плата за негативное воздействие на окружающую среду в случае попадания всей массы просроченных и запрещенных к применению пестицидов в водные объекты. При этом процесс попадания их в воду поверхностных и подземных водных объектов рассматривается как сверхлимитный сброс загрязняющих веществ.

Общее количество непригодных пестицидов по состоянию на 1 мая 2005 года составляет 613,25 тонны. Норматив платы за сброс 1 тонны пестицидов (по атразину) в пределах установленных лимитов составляет 275480 рублей (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"). С учетом повышающих коэффициентов: сверхлимитного сброса (5), экологической ситуации Волжского бассейна (1,32) и индексации платы (1,2) - максимальная расчетная величина предотвращенного ущерба составит:

613,25 x 275480 x 5 х 1,32 х 1,2 = 1337989831 рублей, или 1338 млн. рублей.


При этом необходимо отметить, что расчетная величина предотвращенного ущерба определена без затрат на компенсацию ущерба ихтиофауне, а также на лечение и компенсационные выплаты населению.

Цель экологического раздела Программы - показать ожидаемое воздействие на окружающую природную среду и предложить комплекс природоохранных мероприятий при реализации Программы для максимального снижения отрицательного воздействия на окружающую среду.

При выполнении программных мероприятий возможно, как и при осуществлении любой хозяйственной деятельности, кратковременное, имеющее место только в период проведения работ, отрицательное воздействие на компоненты окружающей среды.