Необходимость разработки настоящей Программы вызвана криминогенной обстановкой на территории области, которая продолжает оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Реализация большинства мероприятий Программы, укрепление взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, участие в профилактике правонарушений учреждений и органов социальной сферы позволит стабилизировать криминогенную ситуацию на территории области.
В области обстановка характеризуется возросшим общим объемом регистрируемой преступности. За 2005 год выявлено 53939 преступлений, что на 25,2 процента больше аналогичного показателя 2004 года (43088). Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, составило 21602 человека, что на 3,3 процента больше аналогичного периода 2004 года (20917).
Рост количества преступлений отмечен в 40 районах области, наиболее значительный - в Аткарском (+46,1 процента), Энгельсском (+51,7 процента), Вольском (+46,5 процента), Волжском (+42,9 процента), Балаковском (+36,0 процента).
Преобладают такие составы преступлений, как кражи (47,6 процента), экономические преступления (11,3 процента), грабежи (8,9 процента), преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (до 5,4 процента).
Тенденция к сокращению преступлений тяжких и особо тяжких категорий, имевшая место в 2004 году, практически приостановилась. За 12 месяцев 2005 года на территории области зарегистрировано 14917 таких преступлений. Увеличение их числа относительно показателя 2004 года составило 21,7 процента.
Проявились негативные тенденции в структуре насильственной преступности. Так, на протяжении 5 последних лет наблюдалось стабильное снижение числа убийств с 552 в 2000 году до 325 в 2004 году. В 2005 году количество преступлений, связанных с умышленным причинением смерти другому лицу, измеряется величиной 376, что на 15,7 процента больше, чем за аналогичный период 2004 года.
Почти треть (28,2 процента) всех преступлений против личности совершено на бытовой почве. В 2005 году количество "бытовых" преступлений увеличилось на 7,2 процента и составило 2264. Рост произошел на территории 24 горрайорганов внутренних дел области, в том числе Петровского (+70,4 процента), Балаковского (+59,7 процента), Волжского (+44,7 процента), Ершовского (+41,2 процента) и Энгельсского (+28,3 процента).
Более половины всех убийств (51,1 процента; аналогичный показатель прошлого года - 55,1 процента) совершены в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на снижение удельного веса, количество таких преступлений возросло на 7,3 процента и составило 192.
Незанятость молодежи, семейное неблагополучие, невыполнение родителями и иными лицами обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей продолжают стимулировать дальнейший рост подростковой преступности. За 2005 год количество совершенных ими преступлений возросло на 4,6 процента и на 3,2 процента участников, из них 1238 учащихся, в том числе 40 студентов, 660 школьников, 414 учащихся профессиональных училищ.
Не удалось сократить количество преступлений, совершенных в составе группы, рост составил 0,6 процента.
Проблемы борьбы с подростковой преступностью всегда отличались особой актуальностью, так как от их решения во многом зависит нравственное оздоровление общества.
Нестабильная обстановка наблюдается на территории сельских районов, где подростки, как правило, предоставлены сами себе. Именно незанятость детей в свободное от учебы время является одной из причин алкоголизма детей, а также совершения ими преступлений.
На состоянии преступности несовершеннолетних сказывается низкий уровень зарплаты или отсутствие работы у родителей, из-за чего возникают конфликтные ситуации в семье, переходящие в правонарушения.
Проведение индивидуальной профилактической работы с условно осужденными и ранее судимыми несовершеннолетними затруднено в связи с отсутствием возможности их трудоустройства.
Эффективность проводимой работы могла бы быть намного выше, если бы мы смогли обеспечить полноценную занятость всех несовершеннолетних, состоящих на учете. Только силами милиции данный вопрос решить невозможно. В то же время комиссия по делам несовершеннолетних не в силах трудоустроить такого подростка, если отделами труда и социальной защиты населения не будут квотированы рабочие места для данной категории лиц с соответствующей оплатой труда.
В ряде городов и районов области не в полной мере реализуются полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан. К участию в этой работе недостаточно привлекается население, не принято должных мер по материально-техническому обеспечению участковых пунктов милиции. Решение задач укрепления правопорядка требует возобновления деятельности общественных формирований (общественных инспекций по профилактике правонарушений, общественных комиссий по делам несовершеннолетних, родительских комитетов, советов наставничества, общественных воспитателей и т.д.), ориентированных на работу с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, подростками, состоящими на профилактическом учете в ОВД, а также с асоциальными семьями. Требует улучшения работа по противодействию незаконной миграции, совершенствование деятельности народных дружин.
В органах внутренних дел основная нагрузка по предупреждению преступных проявлений среди населения области ложится на участковых уполномоченных милиции и инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних.
На учете в горрайорганах состоит 112587 профилактируемых лиц, из них: 9790 ранее судимых; 9209 условно осужденных; 4125 семейных дебоширов; 9055 хронических алкоголиков, систематически допускающих правонарушения в быту; 4213 несовершеннолетних правонарушителей.
Затрудняет оперативную работу участковых уполномоченных милиции по раскрытию преступлений "по горячим следам" отсутствие мобильных средств связи и автотранспорта.
В настоящее время в области реализуются программы, направленные на развитие культуры, образования.
Тем не менее действующие программы не решают многие проблемы в обеспечении законопорядка и безопасности на улицах, общественных местах, жилом секторе, подростковой среде.
Согласно прогнозу преступности сложившаяся в 2005 году тенденция роста числа тяжких и особо тяжких преступлений сохранится и на протяжении 2006 года.
В связи с этим целесообразно принятие действенных мер по профилактике преступных проявлений в области, обеспечение реализации запланированных мероприятий Программы, способных оказать существенное влияние на стабилизацию криминальной обстановки, снижение уровня преступности несовершеннолетних в сфере семейно-бытовых отношений.