Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы" (с изменениями на 29 ноября 2006 года) (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его значение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Эффективное местное самоуправление является одним из условий социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни населения, повышения доверия населения к власти.

С 1993 года были изданы указы Президента Российской Федерации, касающиеся проведения реформы местного самоуправления, принят ряд федеральных законов и более 1300 других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.

В 1996-1999 годах реализовывались мероприятия Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 года N 1251. Основной целью указанной Программы являлось обеспечение становления и развития самоуправления населения Российской Федерации путем создания основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности.

Прошедший этап реформирования местного самоуправления показал, что без государственной поддержки муниципальные образования не смогут обеспечить проведение реформы местного самоуправления, создание необходимых условий для осуществления возложенных полномочий.

Государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти.

До начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) местное самоуправление в Саратовской области осуществлялось на уровне районов (объединенные муниципальные образования), областного центра - города Саратова и трех закрытых административно-территориальных образований. Всего на территории области было 42 муниципальных образования. На поселенческом уровне местное самоуправлением отсутствовало.

С принятием Федерального закона основная задача органов государственной власти и органов муниципальной власти области - организация местного самоуправления на уровне поселений.

Пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона был определен срок установления границ муниципальных образований и наделения их соответствующим статусом - до 1 марта 2005 года. Во исполнение данного требования Федерального закона 15 декабря 2004 года областной Думой приняты:

законы Саратовской области о муниципальных образованиях, входящих в состав муниципальных районов области (38 законов);

Закон Саратовской области "О городских округах";

Закон Саратовской области "О муниципальных районах".

Вышеперечисленными законами были утверждены границы всех муниципальных образований области.

Всего на территории области местное самоуправление осуществляется в 439 муниципальных образованиях, в том числе в 4 городских округах, 38 муниципальных районах, 42 городских и 355 сельских поселениях.

Законом Саратовской области от 29 марта 2005 года N 27-ЗСО "О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Саратовской области" установлены численность представительных органов первого созыва (минимальная в соответствии с Федеральным законом) и срок их полномочий (три года).

Во всех 397 вновь образованных муниципальных образованиях области сформированы правомочные представительные органы местного самоуправления.

В области избраны 38 глав муниципальных районов, 4 главы городских округов, 397 глав поселений. По контракту в результате конкурса будет назначено 38 глав администраций муниципальных районов, 4 главы администраций городских округов и более 200 глав администраций поселений.

На двух уровнях муниципальных образований будут работать более 4700 депутатов (до этого в области было всего 540 депутатов представительных органов местного самоуправления). Потребуется проведение обучения депутатов представительных органов местного самоуправления.

Создание системы кадрового обеспечения органов местного самоуправления области является первоочередным в ходе мероприятий по реализации Федерального закона и Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года "О важнейших общенациональных задачах".

С июля 2005 года начато обучение специалистов органов местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований по программам, связанным с реализацией Федерального закона, на базе Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, Саратовского государственного социально-экономического университета, Саратовской государственной академии права. Необходимо продолжение данной работы в течение всего периода реализации Программы. Учитывая, что в 2007 году предполагается передать вновь образованным муниципальным образованиям ряд полномочий, необходимо подготовить специалистов по соответствующим направлениям деятельности, в том числе и в такой специфической сфере, как гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо решить и вопросы привлечения на муниципальную службу специалистов, улучшения системы мотивации для закрепления молодых специалистов на уровне сельских поселений.

В настоящее время в области формируется нормативная правовая база деятельности органов местного самоуправления, что предусматривает принятие на муниципальном уровне более 20 тысяч правовых актов (документы, регламентирующие деятельность представительных органов и администраций, документы по решению вопросов местного значения), часть из них (около трех тысяч) уже принята.

В настоящее время практически во всех сельских поселениях области вычислительная техника и оргтехника, имеющаяся в городских и отдельных сельских поселениях, отсутствует или морально и физически устарела. Отсутствует единая информационно-коммуникационная система области, что ограничивает возможности органов местного самоуправления по взаимодействию с органами государственной власти.

Транспортная мобильность руководителей органов местного самоуправления является одним из условий эффективности органов местного самоуправления.

В настоящее время в 93 поселениях у органов местного самоуправления автомобильный транспорт отсутствует, 149 единиц автомобильного транспорта, имеющихся в настоящее время в муниципальных районах и предлагаемых для передачи администрациям поселений, находятся в эксплуатации более десяти лет и подлежат списанию, 111 единиц автомобильного транспорта находятся в эксплуатации от семи до десяти лет, требуют значительных расходов на поддержание в работоспособном состоянии и в течение срока реализации Программы потребуют замены. Учитывая, что в составе муниципальных образований, как правило, находятся несколько населенных пунктов, необходимо обязательное оснащение администраций автомобильным транспортом, и исходя из того, что каждая единица автомобильного транспорта должна использоваться максимально эффективно (то есть не только обслуживать администрацию, но и выполнять задачи по благоустройству, обслуживанию учреждений культуры и библиотек, решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций), целесообразно использование грузопассажирских автомобилей повышенной проходимости.

Необходима государственная поддержка муниципальных образований и в сфере градостроительства, учитывая значительный объем полномочий и обязанностей, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации, - подготовка и утверждение схем территориального планирования, правил землепользования и застройки всех поселений, генеральных планов всех поселений. Для решения этих задач необходимы средства, кадры и методическое обеспечение.

Самостоятельному обеспечению условий для эффективного самоуправления местными органами препятствует ряд проблем, в первую очередь экономических и финансовых, что существенно затрудняет и замедляет процесс формирования муниципальной власти.

Среди них:

1) недостаточная сбалансированность бюджетов муниципальных образований;

2) утрата большого числа социально значимых объектов государственной собственности области и муниципальной собственности в результате приватизации;