Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие образования" на 2006-2008 годы (с изменениями на 13 декабря 2006 года) (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2.1. Основные проблемы системы образования области

В системе общего образования основной проблемой является недостаточное качество общего образования. Исследование учебных достижений выпускников I, II и III ступеней образования, проведенное в 2001-2002 учебном году, показало, что 29 процентов оценок экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений области по русскому языку и десять процентов оценок по алгебре педагогическими работниками были завышены. Среди экзаменационных работ выпускников 11 классов выявлено 43 процента завышенных оценок по русскому языку и литературе, семь процентов - по алгебре и началам анализа.

Недостаточное качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений было подтверждено результатами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 2004 году - в среднем по области они составили 45,3 балла по 100-балльной шкале (оценка "3"), что ниже среднероссийского показателя (49,9 балла). Подтвердили годовые отметки по результатам ЕГЭ лишь 26 процентов серебряных медалистов и 54 процента золотых медалистов.

Проблема недостаточного качества общего образования во многом связана с неравномерной подготовкой к школе детей из разных социальных групп и слоев населения. Система предшкольного образования не развита. Результаты психологических исследований показывают, что 30 процентов детей дошкольного возраста не готовы к обучению. 50 процентов дошкольных образовательных учреждений работают по программам, не предусматривающим развитие детей дошкольного возраста и формирование навыков адаптации к школе.

Отсутствует система профильного обучения, обеспечивающая самоопределение обучающихся с учетом их возможностей, потребностей, а также спроса на рынке труда. Только 30 процентов старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70 процентов выпускников обладают низкой самооценкой и плохо ориентируются на рынке труда.

Данные ежегодных профилактических осмотров детей школьного возраста свидетельствуют о прогрессивном росте заболеваний, формирующихся в процессе обучения. Удельный вес хронических заболеваний увеличивается с 46 процентов в начальных классах до 59 процентов в выпускных. Показатели распространения патологии у старшеклассников превышают исходные по заболеваниям глаз - в восемь раз, по заболеваниям эндокринной системы - в 8,5 раза, костно-мышечной системы - в 4,6 раза, по заболеваниям нервной системы - в четыре раза. Одна из причин этого - нерациональное распределение учебной нагрузки.

Для решения указанных проблем необходимо создание системы контроля качества общего образования, переход на предшкольное и профильное обучение.

Недостаточное качество общего образования обусловлено также низкой доступностью качественных образовательных услуг обучающимся в сельской местности. В настоящее время в системе образования области насчитывается 146 малокомплектных основных и 221 средних общеобразовательных школ, в которых средняя наполняемость классов не превышает десять человек. Определенная изолированность малокомплектных школ, нехватка квалифицированных педагогических кадров, низкий уровень преподавания, отсутствие в селах возможности получить дополнительное образование не позволяют реализовать систему профильного обучения обучающихся старших классов, эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.

Решение этой проблемы требует реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений путем их укрупнения и концентрации ресурсов в базовых общеобразовательных учреждениях.

В системе начального и среднего профессионального образования серьезной проблемой является невостребованность на областном рынке труда значительной части выпускников учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений (далее - ССУЗов) - от 15 процентов до 30 процентов выпускников не находят работу по профилю подготовки. При этом большинство работодателей отмечает дефицит квалифицированных специалистов по рабочим профессиям - спрос на станочников, строителей V-VI разрядов в несколько раз превышает предложение на областном рынке труда.

Основные причины создавшейся ситуации:

1) недостаточное качество образования и практической подготовки выпускников. Работодателей не удовлетворяет третий квалификационный разряд, который имеют большинство выпускников учреждений начального профессионального образования, а также отсутствие у них опыта работы на современном оборудовании;

2) диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Соотношение числа выпускников разных уровней образования не соответствует структуре спроса на рынке труда. В ближайшие пять лет экономика области будет нуждаться дополнительно в 67 тысячах специалистов, из которых наибольший спрос будет на специалистов с начальным профессиональным образованием - 61,6 процента и значительно меньше на специалистов со средним профессиональным образованием - 15,7 процента, и высшим - 22,7 процента. В то же время доля выпускников учреждений начального профессионального образования в общей структуре выпуска учреждений профессионального образования составляет 29 процентов, ССУЗов - 30 процентов, вузов - 41 процент.

Относительно низкий уровень подготовки специалистов в системе начального профессионального образования в значительной мере обусловлен моральным и физическим старением материально-технической базы учреждений и ее несоответствием современным требованиям. Доля оборудования старше десяти лет превышает 35 процентов. В течение последних пяти лет практически не выделялись средства на организацию производственного обучения, приобретение учебных материалов, инструментов и оборудования, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Проблемы качества профессионального образования и структуры подготовки кадров связаны также с отсутствием эффективных механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров к формированию заказа на подготовку специалистов, организации профессионального обучения, вложению ресурсов предприятий в развитие профобразования. Наблюдавшаяся в последние пять лет положительная динамика заключения договоров на подготовку кадров между предприятиями и учреждениями начального профессионального образования (150 договоров в 2000 году, 548 - в 2004 году) не подкреплена реальными обязательствами работодателей по развитию материально-технической базы образовательных учреждений и трудоустройству их выпускников. Вследствие низкой оплаты труда, предлагаемой работодателями (1,5-2,5 тыс. рублей), лишь одна треть выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования трудоустраиваются на те предприятия, где они проходили производственную практику.

В этих условиях сохранение и развитие системы начального и среднего профессионального образования области требует ее модернизации по следующим направлениям:

реструктуризация сети образовательных учреждений;

концентрация ресурсов, направляемых на развитие материально-технической базы, в головных образовательных учреждениях для подготовки квалифицированных рабочих кадров;

создание механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров и регулировании качества профобразования.

Повышение качества общего и профессионального образования связано также с решением проблемы его информатизации.

     

Несмотря на поставку за последние пять лет в общеобразовательные учреждения области более 5720 новых компьютеров, доля морально и физически устаревшей компьютерной техники и оборудования в общеобразовательных учреждениях составляет 21 процент. Для обновления компьютерного парка требуется две тысячи компьютеров класса Pentium IV. При этом обеспеченность компьютерной техникой городских и поселковых общеобразовательных учреждений в два раза ниже, чем в среднем по области - один компьютер на 69 человек и один компьютер на 36 человек соответственно.

Лишь 18 процентов общеобразовательных учреждений области имеют реальный выход в сеть "Интернет".

Медленно ведется разработка региональных электронных образовательных ресурсов. Практически отсутствуют электронные учебники, поддерживающие преподавание учебных дисциплин и регионального компонента базисного учебного плана. Не развито дистанционное обучение и консультирование.

Компьютерное оборудование и информационные ресурсы не могут быть эффективно использованы без соответствующей подготовки кадров. Современными информационными технологиями владеют лишь 31 процент педагогических работников общеобразовательных учреждений, семь процентов библиотечных работников, 12 процентов руководителей образовательных учреждений, 27 процентов сотрудников органов управления образованием и муниципальных методических служб.

В системе управления образованием области отсутствует электронный документооборот, автоматизированный сбор и анализ образовательной статистики, что затрудняет принятие эффективных управленческих решений.

Серьезной проблемой системы образования области в сфере финансово-экономических отношений является неравномерность финансовой обеспеченности отрасли "образование" в местных бюджетах. Например, при сходных условиях обучения его бюджетная стоимость в городах Вольске, Ртищево и Марксе составляет 8,5 тыс. рублей, а в городе Хвалынске - 11,0 тыс. рублей, в сельской местности в Питерском районе - 9,6 тыс. рублей, а в Турковском районе - 15,2 тыс. рублей. Кроме того, в последние два года наблюдалась неравномерная динамика роста расходов на оплату труда и на обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Расходы на оплату труда увеличены на 19 процентов, а расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, канцелярских товаров и т.п.), - лишь на пять процентов.

Преодоление указанных негативных тенденций возможно при переводе финансирования общеобразовательных учреждений на нормативную основу.

Остается нерешенной проблема оттока педагогических кадров из системы образования области и их "старения". За последние пять лет доля педагогических работников пенсионного возраста в областных и муниципальных образовательных учреждениях увеличилась с 6,3 до 9,7 процента, а доля молодых специалистов уменьшилась с 12 до 9,7 процента.

Основной причиной сложившейся ситуации является невысокий социальный статус педагогических работников. Средняя заработная плата в системе образования области в 2004 году составляла 51 процент от средней заработной платы в промышленности и 60,6 процента от средней заработной платы по области (в 1995 году - 88,4 процента и 84,7 процента соответственно).