Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2005 года N 179/1-П


О социальной программе Саратовской области "О проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2005 год

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 27.01.2009 N 18-П
________________________________________________


В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2004 года N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2005 года N 226 "Об утверждении Правил финансирования в 2005 году расходов на социальные программы, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую социальную программу Саратовской области "О проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2005 год.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
 к постановлению
Правительства области
 От 19 мая 2005 года N 179/1-П

     

Паспорт
социальной программы Саратовской области "О проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2005 год

Наименование Программы

Cоциальная программа Саратовской области "О проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2005 год (далее - Программа)

Основание дляразработки Программа

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2005 года N 226 "Об утверждении Правил финансирования в 2005 году расходов на социальные программы, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Правительство области

Разработчики Программы

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), администрации муниципальных образований области (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Цель Программы - повышение качества социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, проживающих на территории Саратовской области.

Основные задачи Программы:

развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, в том числе приобретение и модернизация оборудования;

обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния учреждений социального облсуживания населения в соответствии с установленными стандартами, нормами и нормативами;

совершенствование методов социально-бытовой реабилитации престарелых и инвалидов;

улучшение социально-бытовых условий проживания (газификация домовладений) граждан пожилого возраста, в первую очередь проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах;

оказание адресной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей

Срок реализации Программы

2005 год

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), администрации муниципальных образований области (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 98398,29 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - 34009,99 тыс. рублей;

за счет средств бюджета и муниципальных бюджетов - 64388,3 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение качества, внедрение новых видов и форм услуг, оказываемых пожилым гражданам и инвалидам;

создание комфортных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания населения;

обеспечение равного доступа к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности;

создание благоприятных условий для полноценного участия пожилых граждан в жизни общества путем увеличения объемов услуг по их медицинской, психологической и социо-культурной реабилитации

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области по согласованию с государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области

     

Содержание проблемы и необходимость ее решении программными методами


Одной из особенностей современной демографической ситуации в Саратовской области является увеличение доли лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2005 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 592965 человек, или 22,1 процента от общей численности постоянного населения области (в 2000 году - 21,9 процента, в 1990 году - 19,5 процента). Тенденция старения населения отчетливее выражена в сельской местности: по данным переписи населения в 2002 году среди сельских жителей пожилые люди составляли более 23 процентов, среди жителей городов - 21,9 процента.

На территории области проживают 18,8 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны, 70 тысяч одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном и предпенсионном возрасте по-прежнему характеризуют значительную часть пожилых людей. Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12,9 лет).

Уровень заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в 2 раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.

При общем росте доходов населения сохраняются значительные различия в их уровне. В 2004 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 19,95 процента от общей численности населения (757,5 тыс. человек), за аналогичный период 2003 года - 29 процентов (770 тыс. человек). Средний размер назначенной пенсии в 2004 году составил 1911,75 рубля, что составляет 110 процентов от размера прожиточного минимума пенсионера.

Растет общий уровень инвалидизации населения. В настоящее время численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет 122,4 тыс. человек, или 4,7 процента от общей численности населения области (на 1 января 2001 года - 4,3 процента).

В целях усиления социальной защищенности пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества на территории области реализуются:

законы Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области", "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам", "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", "О доплате к пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Саратовской областью";

Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года;

областная целевая программа "Старшее поколение" па 2005-2007 годы.

Реализация областных целевых программ позволяет ежегодно привлекать в область дополнительные финансовые средства из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2004 года N 222 "О финансировании в 2004 году расходов на социальные программы и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" и в рамках реализации Заявки о сотрудничестве между Пенсионным Фондом Российской Федерации и Правительством Саратовской области за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации в область привлечено 112,506 млн рублей, в том числе:

на капитальное строительство - 63,7 млн рублей;

проведение капитального ремонта учреждений социального обслуживания населения - 15,01 млн рублей;

на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, мебели - 10,3 млн рублей.

В 2004 году проведен капитальный ремонт Саратовского дома-интерната для престарелых и инвалидов, Черкасского психоневрологического интерната, двух центров социального обслуживания и центра реабилитации инвалидов "Волжские Зори".

Оснащены оборудованием для столовой и банно-прачечного комплекса Черкасский психоневрологический интернат, центр социального обслуживания населения Хвалынского района и центр реабилитации инвалидов "Волжские Зори". Для улучшения условий проживания приобретена мебель для жилых комнат в центр социального обслуживания населения Хвалынского района и центр реабилитации инвалидов "Волжские Зори". С целью улучшения профилактической, оздоровительной и реабилитационной работы с проживающими приобретено реабилитационное оборудование центрами социального обслуживания населения Хвалынского района и реабилитации инвалидов "Волжские Зори".

В 2004 году в Озинском районе завершилось строительство жилого комплекса для ветеранов "Ветеран". К настоящему времени введено в строй 26 домов. Построенное жилье относится к благоустроенному. В домах имеется холодная и горячая вода, канализация, отопление. Все комнаты оборудованы предметами длительного пользования. В них установлены спальная и кухонная мебель, приобретены холодильники, телевизоры, газовые плиты, котельное оборудование и счетчики учета газа и энергоносителей.

Введено в эксплуатацию здание социально-бытового комплекса по обслуживанию ветеранов, в котором предусмотрены помещения дневного пребывания на 4 человека, медицинский пост, процедурная, комната отдыха, социальная парикмахерская, аптечный киоск, прачечная, буфет, магазин, топочная и стоянка на 2 автомобиля.

В Хвалынском районе ведется строительство муниципального учреждения "Центр реабилитации "Пещера Монаха", предназначенного для реабилитации и оздоровления инвалидов, пенсионеров, ветеранов. В настоящее время построено 2 спальных корпуса и корпус диагностического центра. Необходимость строительства Центра реабилитации обусловлена значительной потребностью вышеперечисленных категорий населения в реабилитации в местных условиях. В силу демографических особенностей Хвалынского района (район является активно стареющим) в социальной реабилитации нуждаются более 32 процентов населения района.

Адресная социальная помощь в сумме 23,5 млн рублей оказана 25577 малоимущим пенсионерам и инвалидам области, в том числе:

оказана помощь в газификации домовладений 1610 одиноким малоимущим пенсионерам и инвалидам 25 районов области на сумму 19,95 млн рублей, средний размер которой составил 12931 рубль;

выделено на проведение мероприятий связанных с празднованием Дня Победы в ВОВ, Дня пожилого человека, Дня инвалида - 2,8 млн рублей;

организована бесплатная подписка на газету "Достоинство" для пенсионеров на сумму 0,26 млн рублей;

оказана единовременная материальная помощь неработающим пенсионерам в размере 0,5 млн рублей.

Реализация данных мероприятий позволила привести в соответствие с нормами площади спальных помещений в домах-интернатах общего типа; повысить качество реабилитационного и социально-бытового обслуживания проживающих, создать условия для активного долголетия пожилых граждан и инвалидов, обеспечить доступность социальных услуг для граждан, проживающих в ряде сельских районов области.

Анализ результатов выполнения указанных мероприятий показывает, что ряд проблем, несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным.

По-прежнему существует острая необходимость в улучшении условий проживания в 6 домах-интернатах общего типа и 5 домах-интернатах психоневрологического профиля, которые требуют проведения капитального ремонта и реконструкции.

С целью повышения качества услуг, предоставляемых пожилым гражданам в стационарных учреждениях, необходимо дополнительное оснащение отделений милосердия и хосписных палат для тяжелобольных пожилых граждан, неспособных к самостоятельному передвижению, современным реабилитационным оборудованием и средствами малой механизации (ходунки, передвижные умывальники, кресла-коляски и т.д.).

Для" оказания квалифицированной психологической помощи пожилым гражданам, нуждающимся в психологической поддержке, необходимо оснащение специализированным оборудованием 6 комнат психологической разгрузки на базе домов-интернатов общего типа.

Для обеспечения работы вновь создаваемых отделений на базе стационарных учреждений необходимо приобретение современного реабилитационного и технологического оборудования.

В ряде городов и районов области до настоящего времени не удалось открыть социально-реабилитационные отделения для пожилых граждан и инвалидов (с временным и постоянным проживанием), провести реконструкцию и ремонт зданий центров социального обслуживания; обеспечить автотранспортом.

В целях повышения качества надомного обслуживания пожилых граждан, а также ликвидации очередности на социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание (в первую очередь в сельских районах), необходимо открытие дополнительных отделений социально-медицинского обслуживания, создание геронтологических отделений, служб психологической помощи пожилым людям, служб сиделок в центрах социального обслуживания населения, а также их оснащение современным реабилитационным оборудованием.

Финансовые возможности бюджетов муниципальных образований не позволяют в полной мере решать вопросы развития инженерной и социальной инфраструктур, в том числе обеспечивать финансирование работ, связанных с газификацией домовладений.

Не в полной мере осуществляются работы по газификации в Балаковском, Петровском, Ртищевском, Калининском, Балтайском, Балашовском районах области и Заводском районе г. Саратова. Подобная ситуация складывается и в других районах области.

В настоящее время строительство внутриквартальных сетей и монтаж газового оборудования, как правило, проводится за счет средств населения (проектные работы, обвязка, приобретение счетчиков учета газа, отопительного котла и проведение работ). Стоимость перечисленных работ, в зависимости от площади жилья и удаленности его от разводящей трассы, колеблется от 18 тысяч рублей до 30 (и выше) тысяч рублей.

В настоящее время в Отделение Пенсионного фонда по Саратовской области обратились 133 неработающих пенсионеров с просьбой об оказании им материальной помощи на газификацию. Общий предполагаемый размер помощи составит 2000,0 тыс. рублей (средний размер помощи на одного получателя - 15,0 тыс. рублей).

Поскольку газификация в Саратовской области имеет поэтапный характер, в прошлые годы допускалось проектирование и газификация жилых домов, использующих природный газ на приготовление пищи, горячее водоснабжение и другие нужды, без приборов учета.

В связи с непрерывным ростом тарифов на природный газ за последние 2 года обострилась проблема установки счетчиков расхода газа в ранее газифицированных домах (в течение 2004 года расценки за квадратный метр жилой площади поднимались дважды, что привело к значительному росту заявок на установку газовых счетчиков).

Прилагаемый перечень мероприятий Программы сформирован с учетом уровня обеспеченности жителей районов области расходами местных бюджетов на социальную политику, фактического состояния материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения, на основе анализа эффективности использования оборудования, транспорта и других материальных ресурсов, имеющихся в государственных учреждениях.

Основным критерием при определении необходимых объемов финансирования за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, областного бюджета и других источников в рамках социальной программы является обеспечение равного доступа к получению социальных услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности.

Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является повышение качества социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, проживающих на территории Саратовской области.

В рамках Программы предусматривается решить следующие основные задачи:

развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, в том числе приобретение современного и замена устаревшего оборудования;

совершенствование методов медицинской и социально-бытовой реабилитации престарелых и инвалидов;

улучшение социально-бытовых условий проживания (газификация домовладений, установка счетчиков учета газа в ранее газифицированных домах - по решению комиссии) граждан пожилого возраста, в первую очередь проживающих в отделенных сельских населенных пунктах;

оказание адресной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

оказание адресной помощи пенсионерам при проведении жизненно важных операций (при предоставлении счетов на оплату из медицинских учреждений);

организация санаторно-курортного лечения ветеранов войны, труда, проведение мероприятий по оздоровлению, отдыху и социальной адаптации пожилых людей на базе учреждений санаторного типа и центрах реабилитации;

обеспечение нуждающихся пенсионеров средствами индивидуальной реабилитации (слуховые аппараты, инвалидные коляски и пр.);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»