Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации" на 2006-2007 годы (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от ...)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания авторитетных политиков, публицистов, ученых в области журналистики свидетельствуют о глубоком кризисе российских СМИ новейшего периода, о потере нравственных ориентиров, их низком культурном уровне, преобладании в них продукта, рассчитанного на низкий вкус массового потребителя. Как следствие - потеря уважения со стороны читателей, зрителей, рост недоверия к СМИ со стороны общества.

Саратовские СМИ переживают те же болезненные процессы, что и российская журналистика в целом. Особенностями являются сравнительно невысокие тиражи газет, распространяемых на территории области, выраженная ангажированность, преобладание заказных материалов, отсутствие результативности (действенности), "информационные войны" друг с другом, низкий уровень политической и общей культуры ведения дискуссий, вытеснение со страниц газет и эфирного времени социально значимых тем, недостаточно высокий профессионализм публикаций.

С появлением новых информационных технологий и каналов существенно сокращается доля традиционных СМИ, особенно газетной прессы. На медийном рынке превалируют издания "желтой" тематики.

Продолжается процесс коммерциализации СМИ, при этом предпочтение отдается заказным материалам, позволяющим получать доход, или развлекательным материалам, рассчитанным на непритязательный уровень восприятия потребителей. Размещение таких материалов в электронных СМИ области в настоящее время осуществляется в ущерб детским и молодежным передачам, которые занимают не более пяти процентов общего недельного объема эфирного времени, передач спортивной, культурной и музыкально-развлекательной направленности - не более трех процентов. В то же время, по итогам социологических исследований*1, большинство респондентов - 22,1 процента отмечают нехватку на телеканалах культурно-просветительских передач, спортивных передач - 16,4 процента, музыкальных - 13,1 процента. Мониторинг областного эфира показывает, что на саратовских телеканалах преобладают реклама и передачи рекламного и развлекательного характера, объем которых составляет свыше 60 процентов. Информационно-новостные передачи составляют 20 процентов недельного эфира, при этом социально значимая тематика, материалы о реформах и деятельности органов государственной власти области представлены недостаточно для решения социальных проблем. Такая ситуация свидетельствует о том, что формирование и повышение уровня социальной ответственности СМИ нуждается в стимулировании со стороны государства.

_____

* Исследование было организовано и проведено АНО Internews в июле 2003 года в Волго-Вятском регионе, результаты размещены на сайте monitoring.ru

Реализованные аналогичные программы в 2003 и 2004 годах являлись определенным государственным заказом на изготовление и размещение в СМИ материалов на социально значимую тематику. Однако время реализации большинства поддержанных проектов ограничивалось сроками действия Программы.

Именно поэтому одной из задач Программы на 2006-2007 годы является содействие развитию социально ответственной журналистики. В указанный период планируется оказание государственной поддержки преимущественно тем проектам, которые рассчитаны на более длительный период и будут реализовываться после окончания срока действия Программы за счет внебюджетных средств.

В данной ситуации механизм государственного заказа, чем, по сути, и является Программа, остается необходимой мерой, позволяющей сохранить существующие объемы информации социально значимой тематики.

Приобретенный в ходе реализации аналогичной программы в 2004-2005 годы опыт взаимодействия органов исполнительной власти области со средствами массовой информации требует дальнейшего совершенствования. Эффективное взаимодействие должно осуществляться не только по вопросам здорового образа жизни, патриотического воспитания, охраны семьи и детства, но и в сфере информационного сопровождения реформ.

Следует отметить необходимость создания системы освещения экономических процессов, происходящих в области. Информационная поддержка наиболее привлекательных инвестиционных проектов, деятельности финансовых институтов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, а также информирование об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическом и социальном положении в регионе обеспечит продвижение области на российском и зарубежном рынках, мобилизует ресурсы для роста экономической активности внутри региона.