Недействующий

     

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.12.2005 N 47-1909


Об областной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы"

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________



Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы" (прилагается).

 Председатель Саратовской
     областной Думы
     П.В. Большеданов

     Секретарь Саратовской
     областной Думы
     В.П. Синичкин



     Приложение
 к постановлению
Саратовской областной Думы
от 14.12.2005 г. N 47-1909

     

     
Областная целевая программа
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения
и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы"



Саратов, 2005


Паспорт
областной целевой программы "Сохранение и восстановление
плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения
и агроландшафтов как национального достояния
Саратовской области на 2006-2010 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 15 августа 2005 года N 238-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

- министерство сельского хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство сельского хозяйства области, государственное научное учреждение "Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса", научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока, федеральное научное учреждение "Волжский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации"

Цель и задачи Программы

- целью Программы является обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, создание необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и создание благоприятной сферы жизнедеятельности сельских жителей области.

Задачи Программы:

обеспечение условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;

улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных зон области;

увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения

Сроки и этапы реализации Программы

- 2006-2010 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство сельского хозяйства области, администрации муниципальных образований области (по согласованию), управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Управление "Саратовмелиоводхоз" (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Государственная станция агрохимической службы "Саратовская" (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Саратовской области" (по согласованию), агентство лесного хозяйства по Саратовской области (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Саратовское управление сельскими лесами" (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- общая сумма расходов на реализацию Программы составляет 8188,1 млн. рублей, в том числе:

из федерального бюджета (прогнозно) - 3798,0 млн. рублей (46,4 процента);

из областного бюджета - 1889,8 млн. рублей (23,1 процента);

из внебюджетных источников - 2500,3 млн. рублей (30,5 процента)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация мероприятий Программы позволит:

повысить эффективность сельскохозяйственного производства;

увеличить производство валовой продукции предприятий всех форм собственности в агропромышленном комплексе области в 2,3 раза;

обеспечить стабилизацию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;

обеспечить развитие социальной сферы и формирование благоприятной среды для сельских жителей области

Система организации контроля за исполнением Программы

- общий контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство области, министерство сельского хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью области.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.

В 2005 году завершается действие федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" и областной целевой программы "Обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Саратовской области на 2002-2005 годы".

Реализация мероприятий программ позволила несколько приостановить снижение и стабилизировать почвенное плодородие, предотвратить выбытие земель из сельхозоборота, обеспечить прирост сельхозпродукции, улучшить социально-экономические и экологические условия жизни населения, создать дополнительно рабочие места. На реализацию всего комплекса намеченных мероприятий на 2002-2005 годы предусматривалось направить 5151,3 млн. рублей (в ценах 2001 года).

Средний валовой сбор зерна за 5 лет составил 3924,2 тыс. тонн, что на 600 тыс. тонн превышает показатель 2001 года.

Учеными и селекционерами за последние годы созданы уникальные сорта, обладающие пластичностью, устойчивые к неблагоприятным погодным условиям, болезням сельскохозяйственных культур. Экономическая эффективность от их использования за счет экономии химических средств защиты растений и правильного распределения сортов в севообороте по подсчетам ежегодно составляет более 300 млн. рублей.

За 2002-2005 годы сельхозтоваропроизводителями области в рамках реализации указанной Программы приобретено 53,4 тыс. тонн минеральных удобрений. За истекший период внесено 6900,0 тыс. тонн органических удобрений. Гипсование и мелиоративная обработка солонцовых почв проведена на площади 7,8 тыс. га, известкование кислых почв - на 0,6 тыс. га. В целом по области сельхозтоваропроизводителями за 2002-2005 годы на реализацию Программы вложено более 800 млн. рублей.

На 1 января текущего года мелиоративное поле области составляет 257,3 тыс. га земель регулярного орошения, 32 тыс. га земель лиманного орошения, из них 25,3 тыс. га с инженерными сооружениями.

С орошаемых земель, занимающих 3 процента пашни, ежегодно получают 650-660 тыс. тонн условной сельхозпродукции, или 10 процентов от всей продукции растениеводства.

В рамках реализации мероприятий указанной Программы средства выделялись, прежде всего, на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, сохранением производственной базы эксплуатационных организаций.

Проведена реконструкция орошаемых земель на площади 16,1 тыс. га, заменены 42 км поливных трубопроводов, проведена реконструкция Лебедевского, Екатериновского и Малоузенского водохранилищ. Построены водохранилища на р.Б.Узень у с.Александров Гай, с.Радуевка, на р.Кушум. Ведется строительство водохранилищ Новоузенское, Агафоновское, Чернопадинское, у с.Лобки. Проводятся работы по реконструкции Саратовского оросительно-обводнительного канала им.Е.Е.Алексеевского.

Продолжается строительство Варфоломеевского группового водопровода. Построено 126,4 км сельских разводящих и магистральных водопроводов, сданы очистные сооружения производительностью 12,5 тыс. м3 в сутки в г.Новоузенске. Построено 12 противоэрозионных прудов, 54 артезианских скважины для питьевого водоснабжения. Лесные защитные насаждения созданы на площади более 4,3 тыс. га.

За 2002-2005 годы по Программе освоено и профинансировано 3055,0 млн. рублей, или 59 процентов, в том числе из федерального бюджета 1943,5 млн. рублей (86 процентов), из областного бюджета 344,5 млн. рублей (28 процентов) и привлекались средства землепользователей - 767,1 млн. рублей (46 процентов) (приложения 1, 2).

Принятые меры позволили увеличить полив сельскохозяйственных культур по сравнению с 2001 годом на 50 тыс. га, производство сельскохозяйственной продукции с орошаемых земель увеличилось в 2 раза.

2001         2002         2003           2004           2005


Но цели, определенные Программой на 2002-2005 годы, не достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных целей явилось недостаточное и несвоевременное финансирование мероприятий из федерального бюджета, областного бюджета и недостаточное участие хозяйств - землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в АПК сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в этой сфере.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

уменьшение площади орошаемых земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 т/га в год);

усиление процессов эрозии и опустынивания;

загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.

Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.

Исходя из социально-экологической политики области, на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость разработки настоящей Программы. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.

Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

В систему комплексных мер включены:

агрохимические мероприятия;

гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;

агролесомелиоративные мероприятия;

совершенствование землеустройства;

информационное обеспечение Программы;

научное обеспечение Программы.

2. Основные цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью Программы является обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, создание необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования АПК области, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и создание благоприятной сферы жизнедеятельности сельских жителей области.

Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в АПК области. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства земли.

Исходя из цели Программы, определены следующие основные задачи:

обеспечение условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;

улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных зон области;

увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.

Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для предовращения спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных систем.

Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.

Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.

В Программе предусмотрены, прежде всего, средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, сохранением производственной базы эксплуатационных организаций, а также на известкование и гипсование солонцовых почв.

Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики области. При этом предусмотренные в ней мероприятия не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.

Сроки реализации Программы - 2006-2010 годы. При этом реализация программных мероприятий и подведение итогов намечается ежегодно.

3. Система (перечень) программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»