В среднесрочном периоде на областной уровень предстоит перенести начатое в 2000-2004 годах на федеральном уровне реформирование системы государственного управления. Результатами преобразований на федеральном уровне за последние годы стали формирование новой структуры органов исполнительной власти, подготовка докладов о результатах и основных направлениях их деятельности, реформирование государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Эти изменения мало затронули региональный уровень исполнительной власти (исключение составило лишь объединение ряда министерств по образцу федеральных).
Более активно ведется нормотворческая деятельность по подготовке правовых актов, реализация которых затронет в том числе и региональный, и муниципальный уровень. Среди них нормативные акты, направленные на обеспечение доступа к информации государственных органов и органов местного самоуправления, на реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд, проекты типовых административных регламентов, пилотные проекты реестров и стандартов государственных услуг. Реализация этих новшеств станет главным содержанием реформы государственного управления на региональном уровне в 2006-2008 годах.
В рамках проведения реформы государственной службы в Саратовской области предстоит решить задачу формирования экономически эффективной системы государственной гражданской службы, опирающейся на отечественный и зарубежный исторический опыт, отвечающей потребностям гражданского общества, а также учитывающей новые тенденции в государственном управлении.
Для выполнения этой задачи предстоит:
провести апробацию современных социально-экономических подходов к планированию, финансированию, стимулированию и оценке деятельности государственных гражданских служащих, оценке их сильных сторон и возможных негативных последствий до момента внедрения в практику деятельности государственных органов;
обеспечить адаптацию инновационных методов и технологий по управлению персоналом в системе государственной гражданской службы области и активизировать их применение;
сформировать комплексную нормативную правовую базу области, отвечающую задачам реформирования государственной службы, исключающую пробелы и противоречия в законодательстве;
привести в соответствие ресурсное обеспечение органов государственной власти области с объемом и качеством выполняемых ими функций;
повысить профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих области, обеспечить эффективное взаимодействие государственной гражданской службы области со структурами гражданского общества.
Принимая во внимание то, что результативность и экономичность работы государственных органов, качество предоставляемых государством услуг все еще остаются на недостаточном уровне, приоритетным направлением действий органов власти области в 2006 году станет завершение формирования и реальное применение системы позитивной мотивации служебной деятельности.
В 2005 году для повышения результативности деятельности членов Правительства области, качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, усиления мотивации и ответственности руководителей органов исполнительной власти области в достижении поставленных целей и задач Правительством области разработаны и утверждены методика, перечень показателей оценки результативности деятельности членов Правительства области и их целевые ориентиры на текущий год. Разработанные перечень показателей и методика оценки рекомендованы Правительством области в качестве основы для использования в муниципальных образованиях области.
Следующие этапы этой работы предусматривают разработку соответствующих законодательных инициатив, закрепляющих механизм оплаты труда в зависимости от результатов служебной деятельности, то есть степени выполнения установленных индикативных показателей.
В рамках реформы государственного управления предстоит обеспечить информационную открытость государственных органов, их взаимодействие со структурами гражданского общества. Представители власти, бизнеса и гражданского сообщества области, имея общий интерес в ускорении темпов ее социально-экономического развития, повышении инвестиционной привлекательности региона, ставят перед собой задачу построения системы конструктивных взаимоотношений, которая позволит действовать совместно для достижения общей цели.
Для решения этой задачи обе стороны намерены следовать следующим принципам:
формирование стратегии развития при уместном сочетании полярных целей заинтересованных сторон (интересов экономической выгоды и интересов социального развития);
построение системы управления развитием, включающей изменение регламентов деятельности органов государственной власти, формирование саморегулирующихся объединений предпринимателей по отраслям и видам деятельности, организацию форума для обсуждения и согласования стратегических решений;
реальное применение коллективных процедур с участием заинтересованных сторон для выстраивания общего видения проблем и их решений.
Ответственные исполнители - управление кадровой политики и государственной службы области, органы исполнительной власти области.