Промышленность
Одним из основных сдерживающих факторов развития является моральный и физический износ основных фондов, а также недостаточные темпы их обновления.
В составе основных фондов промышленности все еще велика доля устаревших, изношенных средств. Средняя степень износа основных промышленно-производственных фондов составила на конец 2004 года 46,3 процента, снизившись на 5,9 процента по сравнению с 2003 годом.
Коэффициент обновления фондов с 2000 по 2003 год колебался в пределах 4-4,4 процента и только в 2004 году составил 18 процентов, а коэффициент ликвидации - 1 процент. Основная часть вновь вводимых промышленно-производственных фондов направлялась на увеличение их объема, а на замену устаревших - только около 6 процентов в 2004 году. Существующие объемы обновления и выбытия основных фондов промышленности не позволяют преодолеть изношенность действующих.
Фактором, сдерживающим экономический рост, является недостаточное количество предприятий, производящих готовую продукцию. Большая часть производств области работает в кооперации с предприятиями других регионов, поставляя им полуфабрикаты, комплектующие и оборудование. Производство готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости осуществляется за пределами области.
Другой проблемой, влияющей на экономическое развитие, является производство продукции с низким платежеспособным спросом. Это вынуждает производителей снижать отпускные цены, что приводит к снижению заработной платы работников и, как следствие, к оттоку высококвалифицированных рабочих и снижению уровня их квалификации.
Для достижения высоких темпов экономического развития, повышения доходов населения и пополнения бюджета необходимо развивать производство конечной продукции с большой долей добавленной стоимости и устойчивым платежеспособным спросом.
Агропромышленный комплекс
Основные проблемы развития агропромышленного комплекса области обусловлены высокими ставками налогообложения и кредитов, недостаточной развитостью инфраструктуры рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, информационных услуг.
Сдерживающим фактором развития отрасли является низкий уровень интенсификации, связанный со снижением материально-технических ресурсов.
Только для поддержания существующего парка машин необходимо поставлять на село ежегодно около 300 зерноуборочных комбайнов и 800 тракторов.
Пополнение машинно-тракторного парка в целом по области составляет менее одного процента в год (при нормативе десять процентов), а выбытие - шесть-восемь процентов. В результате процессов сокращения и старения парка машин обеспеченность техникой в настоящее время составляет 40-50 процентов от нормативной потребности и не отвечает требованиям современных технологий.
Трудности устойчивого обеспечения сельскохозяйственного производства техникой обусловлены диспаритетом цен. Если в 1991 году для приобретения одного зерноуборочного комбайна требовалось продать 193 тонны зерна, то в 2005 году - уже более 1 тыс. тонн. Возможность получения кредитных ресурсов на приобретение сельхозтехники и пополнения оборотных средств ограничены отсутствием должного залогового обеспечения у заемщиков.
На хозяйственные результаты деятельности предприятий агропродовольственного комплекса негативное влияние оказывает систематический рост цен на горюче-смазочные материалы и энергоресурсы.
Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохранности собранного урожая, длительности его хранения и равномерной загрузки предприятий перерабатывающей промышленности. Потеряны интеграционные связи сельскохозяйственного производства и переработки. В результате при наличии собственной сырьевой базы в область импортируются из-за рубежа и ввозятся из других регионов России продовольственные товары.
Актуален вопрос незавершенности процесса разграничения прав собственности на землю. Не отработана технология открытого и равного доступа предпринимателей к рынку земли, что препятствует ее эффективному использованию.
Алкогольный рынок
В соответствии с внесенными в 2005 году изменениями в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 1 января 2006 года отменяется система акцизных складов, а плательщиками акцизов останутся только заводы-изготовители.
Учитывая, что доля поступлений от акцизных складов составляет 72,8 процента доходов от уплаты алкогольных акцизов, бюджет области лишится примерно 500 млн. рублей.
В соответствии с внесенными изменениями, производство алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10-50 млн. рублей. Областным производителям необходимо до конца 2005 года принять меры для приведения своей деятельности в соответствие с лицензионными требованиями.
Транспорт и дорожное хозяйство
Сдерживающим фактором развития области может стать решение Министерства транспорта Российской Федерации о сокращении числа международных аэропортов в России с 72 до 8. В настоящее время саратовский аэропорт осуществляет регулярные и чартерные рейсы за рубеж.
В области рассматривался вопрос либо о переносе саратовского аэропорта на аэродром "Энгельс-2", либо об удлинении взлетно-посадочной полосы в существующем аэропорту. Проводились переговоры с потенциальными инвесторами. Но решение федеральных властей может лишить саратовских авиаперевозчиков возможности осуществлять зарубежные рейсы, а заграничные поездки для жителей области сделать менее удобными и более дорогими.
Негативно отражается на состоянии транспортной инфраструктуры и в целом на развитии экономики области состояние дорожной сети области.
При сохранении существующего положения в дорожном хозяйстве области к 2010 году нагрузка на дороги возрастет в четыре раза, а скорость движения снизится на 20 процентов. При этом свыше 60 процентов автодорог не будут отвечать требованиям эксплуатации, а количество ДТП вырастет на 40-45 процентов. По данным Федерального дорожного агентства ежегодные потери области от бездорожья составляют около 5 млрд. рублей. Таким образом, через 3-4 года потери экономики области могут составить ежегодно 12-13 млрд. рублей.
В 2005 году восстановление дорожной сети области признано одним из основных приоритетов. Но в результате сложившейся в предыдущие годы тенденции снижения объемов финансирования дорожного хозяйства и соответствующего сокращения объемов дорожных работ проблема по-прежнему остается острой и требует значительных финансовых затрат.