Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах и осуществление мер по защите населения и территорий области являются главными задачами государственного управления, деятельности органов местного самоуправления, работы организаций.
Рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера и масштабов последствий от стихийных бедствий обусловлен тенденцией экономического роста в условиях рыночной экономики, затратным характером осуществления мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, значительным износом промышленного оборудования, ветхостью инженерной инфраструктуры и коммунальных сетей.
В области зарегистрировано 257 потенциально опасных объектов, 94 критически важных для национальной безопасности объекта инфраструктуры и только на четырех из положенных 32 созданы локальные системы оповещения.
Определен комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОТП РСЧС), повышению ее готовности к действиям в кризисных ситуациях с учетом перераспределения сфер ответственности в соответствии с проводимой в стране административной реформой.
Приоритетными направлениями развития ОТП РСЧС являются:
оптимизация структуры, задач органов управления ОТП РСЧС, разграничение сфер их ответственности;
совершенствование сил и средств ОТП РСЧС, повышение их оперативности, универсальности, возможностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание условий для укрепления гражданской обороны, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствования пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в области путем принятия областных целевых программ;
создание профессиональных поисковых и аварийно-спасательных служб постоянной готовности в городах области с учетом радиуса обслуживания не более 100 км, их оснащение специальной техникой и оборудованием, включая оборудование реанимационно-спасательных бригад, обеспечение социальной защищенности спасателей;
формирование необходимых областных и местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;
закрепление в государственной собственности объектов гражданской обороны;
обеспечение готовности средств коллективной защиты к приему укрываемых в установленные сроки;
очистка территорий области от взрывоопасных предметов и их уничтожение, оснащение службы специальных работ современными специальными средствами поиска и обезвреживания взрывоопасных устройств.
Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются одним из факторов, негативно влияющих на состояние экономики, благосостояние населения и в целом дестабилизирующих социально-экономическую обстановку в области.
Основными направлениями деятельности по повышению пожарной безопасности в области, уменьшению гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров определены:
повышение оперативного реагирования и получение необходимой информации о чрезвычайных ситуациях;
дальнейшее развитие областной Единой дежурно-диспетчерской службы - 01, ее обеспечение современными средствами управления, обработки информации, радиосвязи, оборудование рабочих мест;
кадровое и материально-техническое укрепление противопожарной службы области;
оснащение подразделений противопожарной защиты современными средствами защиты, пожарно-техническим оборудованием и вооружением;
обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожарах.
Ответственный исполнитель - главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Саратовской области.