Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (с изменениями на 30 июля 2008 года)

3.2. Финансовые ресурсы

Финансовое благополучие области напрямую зависит от состояния финансовых ресурсов, формируемых на территории области и отражаемых в сводном финансовом балансе региона. Под финансовыми ресурсами понимается часть денежных ресурсов, которая образуется на территории области: доходы бюджетов всех уровней (налоговые и неналоговые), территориальных отделений государственных внебюджетных фондов, прибыль предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных на территории области, а также безвозмездные поступления из федерального бюджета.

Общий объем финансовых ресурсов области в 2005 году составит 83,8 млрд. рублей. Прогнозируется рост объема доходов на среднесрочную перспективу в 1,3 раза.

Собственные доходы области в 2008 году составят 84,2 млрд. рублей, или 80 процентов от общих доходов.

Основными источниками формирования доходной части сводного финансового баланса будут прибыль предприятий, амортизационные отчисления, налоговые доходы, средства единого социального налога.

В предстоящем периоде продолжится процесс совершенствования налогового законодательства. В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1 процента от валового внутреннего продукта ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть). Примерно в таких же параметрах предлагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах.

При расчете налога на прибыль организаций учитывались изменения, внесенные Федеральным законом от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Это, прежде всего, введение "амортизационной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы 10 процентов стоимости введенных в действие основных средств.

Совокупная сумма переносимого убытка для целей налогообложения увеличится с 30 до 50 процентов, а с 2007 года эти ограничения исключаются. Фактически при наличии налогооблагаемой прибыли предприятия смогут заявить всю сумму убытка сразу.

Изменения затронули действующий порядок отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР).

Эти и ряд других изменений направлены на уменьшение налоговой базы.

Рост объема прибыли к концу 2008 года составит 110,3 процента к уровню 2005 года. Улучшение финансового положения предприятий и рост рентабельности производства обусловлены позитивными сдвигами в производственно-технологической деятельности, внедрением инновационных и ресурсосберегающих технологий, диверсификацией производства и выпуском конкурентоспособной продукции.

Амортизационные отчисления с учетом сложившейся практики начисления амортизации возрастут в 1,3 раза.

В течение всего прогнозируемого периода сохранится тенденция к росту налоговых доходов. В 2008 году их объем увеличится по сравнению с 2005 годом на 32 процента. Их доля в общем объеме финансовых ресурсов области сохранится в среднем на уровне 49 процентов. Это свидетельствует о снижении налогового бремени на производителей и об увеличении доли финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций, что должно в максимальной степени способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности.

По налогу на добавленную стоимость по товарам, реализуемым на территории Российской Федерации, предусмотрены следующие изменения налогового законодательства:

установление общего порядка принятия к вычету сумм по налогу при осуществлении капитальных вложений (с учетом начала строительства объектов с 1 января 2005 года), вместо действующего порядка - по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства;

переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления при сохранении действующего порядка налоговых вычетов, то есть при подтверждении факта уплаты сумм налога по товарам (работам, услугам), принятым на учет до 1 января 2006 года;

отмена нулевой ставки по транспортным услугам по доставке товаров, импортируемых на территорию Российской Федерации;

с 2007 года намечен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам по экспортной продукции.

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в течение всего прогнозируемого периода с учетом роста объемов производства, оптовых и потребительских цен составит 138 процентов. Рост по налогам на имущество составит 122,3 процента, по налогу на совокупный доход - 128,4 процента.

В прогнозе по акцизам в 2006 году предусматривается индексация специфических ставок акцизов на 9 процентов по всем облагаемым товарам, кроме акцизов на сигареты, по которым ставки проиндексированы на 15 процентов. С 2007 года предусматривается индексация специфических ставок акцизов по всем группам облагаемых товаров на уровень инфляции, определенной макроэкономическим прогнозом в среднем за год в размере 6,5 процента, в 2008 году - на 4,75 процента.

Учтены положения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", отменяющего с 1 января 2006 года систему акцизных складов, от которых поступало в бюджет области свыше 70 процентов алкогольных акцизов.

Сбор акцизов на территории области должен вырасти за среднесрочный период в 1,2 раза.

В соответствии с ростом фонда оплаты труда увеличатся поступления по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу за весь прогнозируемый период в 1,5 раза.

В общем объеме финансовых ресурсов области доля средств, передаваемых на федеральный уровень, увеличится с 24 процентов до 26,5 процента.

Расходы финансовых ресурсов области прогнозировались с учетом проведения комплекса социально-экономических преобразований, осуществляемых в ходе взаимосвязанных реформ: реформы федеративных отношений и местного самоуправления, пенсионной, налогово-бюджетной, системы социальной защиты населения, административной, реформы межбюджетных отношений.

Основными направлениями использования средств региона будет непроизводственное потребление и социальные выплаты населению. Принятые обязательства по дополнительному увеличению пенсий, финансированию монетизации льгот и индексации заработной платы бюджетникам приведут к увеличению расходов на эти цели. Их доля в общих расходах увеличится с 56,2 процента в 2005 году до 61,3 процента в 2008 году. Весь объем расходов на социально-культурные мероприятия вырастет за три года на 35,9 процента.

Расходы предприятий за счет прибыли и амортизации возрастут к 2008 году на 15 процентов и составят 14,4 процента в общем объеме расходов.

Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения возрастет за период с 2005 по 2008 год с 31,3 до 40,5 тыс. рублей на человека.

Потребность в финансовых ресурсах области в 2005 году не покрывалась доходами на 2,8 процента, наблюдается тенденция к снижению показателя до 2 процентов в 2008 году.