Серьезной проблемой, требующей решения, является неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы и, как следствие, непосредственно инженерной инфраструктуры. Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры в области составляет сегодня 70 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
Назрела острая необходимость реконструировать инженерные сети, что требует огромных финансовых средств. Во многом темпы технического перевооружения отрасли ЖКХ напрямую зависят от инвестиционных вложений, в первую очередь, со стороны частного бизнеса. Актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Механизмом реализации по достижению целей и решению поставленных задач должна стать данная Программа и входящие в ее состав подпрограммы, основные мероприятия, предполагающие эффективное и целенаправленное использование средств бюджета в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Возможность получения бюджетной поддержки на строительство (приобретение) жилья и ипотечного займа {кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые в свою очередь генерируют прибыль и дополнительные налоги. Поскольку эти налоговые поступления в бюджеты всех уровней являются дополнительными и причинно связаны с привлеченными средствами, то объем бюджетных ресурсов, направленный на выдачу субсидий и займов (кредитов), соизмерим с дополнительными налоговыми поступлениями.
Решение задач в части выполнения обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках Программы и подпрограмм, входящих в ее состав, должно быть осуществлено путем:
предоставления жилых помещений на условиях социального найма из государственного жилищного фонда области;
предоставления безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений в рамках подпрограмм и основных мероприятий настоящей Программы;
предоставления компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений;
содействия развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.
Предоставляемое государственное жилье на условиях социального найма из государственного жилищного фонда области может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора социального найма;
б) жильем, полученным Саратовской областью от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка или подключение к инженерной инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости, построенным в качестве государственного жилищного фонда области;
г) жильем, построенным в качестве государственного жилищного фонда области.
Получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений в рамках настоящей Программы и подпрограмм, входящих в ее состав, возможно с учетом следующих условий:
а) допускается получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения только по одной целевой программе (подпрограмме);
б) допускается до получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения переход из участников одной целевой программы (подпрограммы) в другую;
в) размер предоставляемой безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений рассчитывается в пределах норм предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда, за исключением иных случаев, установленных настоящей Программой;
г) при предоставлении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений допускается отклонение от норм предоставления жилых помещений в пределах 10 процентов, излишняя площадь должна оплачиваться за счет средств получателя субсидий.
Осуществление гражданами прав на получение ипотечного жилищного кредита с получением компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в рамках настоящей Программы и подпрограмм, входящих в ее состав, возможно с учетом следующих условий:
а) наличия у получателя компенсации собственных средств от 10 процентов и более;
б) допускается возможность участия гражданина - получателя компенсации в реализации дополнительно только одной целевой программы (подпрограммы) и получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (целевого займа) либо для компенсации расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита.