Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.10.2005 N 44-1789


Об областной целевой программе "Семейная медицина" на 2006-2008 годы


___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________

Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Семейная медицина" на 2006-2008 годы (прилагается).

Председатель Саратовской
областной Думы
П.В.Большеданов

Секретарь Саратовской
областной Думы
С.П.Аржанов


Приложение к постановлению
Саратовской областной Думы
от 21.10.2005 N 44-1789

     

Областная целевая программа
"Семейная медицина"
на 2006 - 2008 годы

     
Саратов, 2005

     

Паспорт областной целевой программы
"Семейная медицина" на 2006-2008 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Семейная медицина" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 13 мая 2005 года N 134-Пр "О подготовке областной целевой программы "Семейная медицина" на 2006-2008 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Основные разработчики Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, Саратовский государственный медицинский университет (по согласованию), министерство информации и общественных отношений области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Цель и задачи Программы

- цель Программы - повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи, современных медицинских технологий для населения, проживающего в сельской местности и отдаленных районах крупных городов.

Задачи Программы: совершенствование уровня профессиональной подготовки медицинского персонала общей врачебной (семейной) практики;  укрепление материально-технической базы учреждений общей врачебной (семейной) практики; увеличение объемов первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи, повышение эффективности ее оказания в системе общей врачебной (семейной) практики;

создание условий для улучшения основных показателей здоровья населения (снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, показателя первичного выхода на инвалидность у работающих, сокращение уровня госпитализации и длительности госпитального этапа, снижение обращаемости за скорой медицинской помощью и к узким специалистам, увеличение объема медико-социальной помощи населению)

Сроки реализации Программы

- 2006-2008 годы

Объем и источники финансирования Программы

- общие затраты на реализацию Программы составляют 58 058,44 тыс. рублей, в том числе:

в 2006 году - 26 183,98 тыс. рублей;

в 2007 году - 18 136,39 тыс. рублей;

в 2008 году - 13 738,07 тыс. рублей,

в том числе:


из средств областного бюджета 26 417,04 тыс. рублей, в том числе:

в 2006 году - 13 397,18 тыс. рублей;

в 2007 году - 7 490,59 тыс. рублей;

в 2008 году - 5 529,27 тыс. рублей;

из средств местных бюджетов (прогнозно) 31 641,40 тыс. рублей, в том числе:

в 2006 году - 12 786,80 тыс. рублей;

в 2007 году - 10 645,80 тыс. рублей;

в 2008 году - 8 208,80 тыс. рублей.

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- структурная реорганизация амбулаторно-поликлинической помощи и усиление ее путем внедрения общей врачебной (семейной) практики;

обеспечение ресурсосберегающей направленности амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов; удовлетворение спроса населения на доступную и своевременную первичную медико-санитарную и медико-социальную помощь, повышение ее качества на догоспитальном и послегоспитальном этапе;

увеличение объема медико-социальной помощи населению

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет министерство здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области


1. Введение


Областная целевая программа "Семейная медицина" на 2006-2008 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 21 января 2005 года N 23-П "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2005 год", распоряжением Правительства Саратовской области от 13 мая 2005 года N 134-Пр "О подготовке областной целевой программы "Семейная медицина" на 2006-2008 годы".

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является расходным обязательством муниципальных образований. Однако несмотря на необходимость внедрения общей врачебной (семейной) практики в каждой сельской участковой больнице и врачебной амбулатории для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению области, органы местного самоуправления не смогут создать институт общей врачебной (семейной) практики без привлечения средств областного бюджета. Эта проблема требует комплексного подхода и скоординированных действий органов государственной власти области и органов местного самоуправления в рамках областной целевой программы.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Главная цель модернизации здравоохранения в Российской Федерации - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Сложившаяся система первичной медико-санитарной помощи недостаточно эффективна.

При развитии узкой специализации на догоспитальном этапе участковый врач не стал координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, не смог обеспечить постоянный контроль за состоянием пациента и его семьи и фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи. У него стали преобладать диспетчерские функции: частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40-50 процентов. Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами на всех этапах оказания медицинской помощи. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.

Необходимость реформирования первичной медико-санитарной помощи стала очевидна. В данных условиях семейная медицина призвана поднять на качественно новый уровень оказание первичной медико-санитарной помощи за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.

Наиболее серьезные проблемы в обеспечении населения доступной и качественной первичной медико-санитарной помощью имеются в сельской местности и отдаленных районах крупных городов.

В настоящее время функционирует 41 учреждение общей врачебной (семейной) практики, из них 35 - на базе сельских лечебных учреждений.

Охват населения должен быть значительно расширен благодаря повышению материально-технического оснащения существующих учреждений общей врачебной (семейной) практики и обеспечению вновь создаваемых согласно нормативам. На конец срока реализации Программы численность обслуживаемого населения составит 160 950 человек.

Проблемы укрепления материально-технической базы учреждений общей врачебной (семейной) практики частично решаются в рамках муниципальных целевых программ. Они разработаны, утверждены и реализуются в 23 районах области. Общая сумма финансирования программ за весь период их действия составляет 18708,164 млн. рублей. Однако фактическое финансирование крайне недостаточно, за 2004 год оно составило в среднем 53,6 процента от плана.

Подготовка кадров по программе "Семейная медицина (врач общей практики)" ведется в Саратовском государственном медицинском университете с 1990 года. В 1998 году открыта и лицензирована специальность "Семейная медицина (врач общей практики)" для обучения в клинической ординатуре. На начало 2005 года численность обученных врачей общей практики составила 71 человек. В настоящее время проходят специальную подготовку в Саратовском государственном медицинском университете и ординатуре 34 врача. С нового учебного года планируется увеличить объемы подготовки врачей общей практики по смежным специальностям: офтальмология, неврология, отоларингология, эндокринология и некоторые другие.

Преимуществами оказания медицинской помощи по принципу общей врачебной (семейной) практики являются:

максимальное приближение первичной медико-санитарной помощи для населения;

обеспечение комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий всем членам семьи, повышение ответственности за здоровье семьи;

профилактическая направленность медицинской помощи, способствующая раннему выявлению болезней;

охрана репродуктивного здоровья населения;

улучшение организации работы других специалистов амбулаторно-поликлинического звена.

Результаты деятельности учреждений общей врачебной практики за 2004 год подведены в сравнении с общей медицинской сетью и подтверждаются следующей статистикой:

обращаемость населения за скорой медицинской помощью меньше в 2,2 раза;

уровень госпитализации на круглосуточную койку ниже почти в 5 раз.

С 2005 по 2008 год дополнительно планируется открыть 84 кабинета общей врачебной (семейной) практики, в том числе 60 - в рамках настоящей Программы.

Основными проблемами современного развития общей врачебной (семейной) практики следует считать:

низкий уровень развития материально-технической базы учреждений общей врачебной (семейной) практики;

недостаточный уровень профессиональной подготовки медицинского персонала общей врачебной (семейной) практики;

недостаточная информированность населения о преимуществах организации первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной (семейной) практики.

3. Цель и задачи Программы


Целью Программы является повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи, современных медицинских технологий для населения, проживающего в сельской местности и отдаленных районах крупных городов.

Для достижения цели требуется решение следующих задач:

дальнейшая ориентация системы здравоохранения области на ресурсосберегающие технологии;

совершенствование уровня профессиональной подготовки медицинского персонала общей врачебной (семейной) практики;

материально-техническое и информационное обеспечение деятельности общей врачебной (семейной) практики;

повышение объемов первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи, эффективности ее оказания в системе общей врачебной (семейной) практики;

создание условий для улучшения основных показателей здоровья населения (снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, показателя первичного выхода на инвалидность у работающих, сокращение уровня госпитализации и длительности госпитального этапа, снижение обращаемости за скорой медицинской помощью и к узким специалистам, увеличение объема медико-социальной помощи населению);

формирование врача новой формации, являющегося организатором и координатором лечебно-профилактической работы на участке обслуживания.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и прогнозно за счет средств местных бюджетов.

Объем финансирования Программы составляет 58058,44 тыс. рублей, в том числе:

из средств областного бюджета 26417,04 тыс. рублей, в том числе:

в 2006 году - 13 397,18 тыс. рублей;

в 2007 году - 7 490,59 тыс. рублей;

в 2008 году - 5 529,27 тыс. рублей;

из средств местных бюджетов (прогнозно) 31 641,40 тыс. рублей, в том числе:

в 2006 году - 12 786,80 тыс. рублей;

в 2007 году - 10 645,80 тыс. рублей;

в 2008 году - 8 208,80 тыс. рублей.

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета согласовываются государственным заказчиком Программы с исполнителями соответствующих мероприятий и подлежат ежегодному уточнению.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств местных бюджетов указаны прогнозно и подлежат уточнению при формировании бюджетов на очередной финансовый год.

5. Сроки реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2006-2008 годы.

6. Контроль за исполнением Программы


Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области с участием министерства финансов области.

Ежегодно до 1 февраля министерство здравоохранения и социальной поддержки области представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год.

7. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы


Реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

     внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования специалистов общей врачебной (семейной) практики;


провести структурную реорганизацию амбулаторно-поликли-нической помощи и усилить ее путем внедрения общей врачебной (семейной) практики в 53 медицинских учреждениях, в том числе: в 3 фельдшерско-акушерских пунктах, 19 участковых (районных) больницах и 16 сельских врачебных амбулаториях, 15 амбулаторно-поликлинических учреждениях;

повысить до 100 процентов укомплектованность санитарным транспортом и до 80 процентов лечебно-диагностическим оборудованием действующих и вновь открываемых кабинетов (отделений) общей врачебной (семейной) практики в 23 районах области, где приняты муниципальные целевые программы по развитию общей врачебной (семейной) практики (73 лечебных учреждения);

обеспечить ресурсосберегающую направленность амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов;

удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную первичную медико-санитарную и медико-социальную помощь, повысить ее качество на догоспитальном и послегоспитальном этапе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»