ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕН НЕ

от 21 октября 2005 года N 350-П


Об областной целевой программе
 "Создание автоматизированной информационной системы
 "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы



В целях совершенствования системы учета населения Саратовской области, имеющего право на получение различных форм социальной поддержки, внедрения электронного документооборота в деятельность учреждений социальной защиты населения Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы и представить его на рассмотрение Саратовской областной Думы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области
П.Л.Ипатов

     
Приложение
 к постановлению
Правительства области
 от 21 октября 2005 года N 350-П

     

Областная целевая программа
 "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы


Паспорт Программы

Наименование Программы

Областная целевая программа "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" (далее - Программа)

Государственный заказчик и основной разработчик Программы

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Цель и задачи Программы

Цель Программы - повышение качества социального обслуживания населения области на основе использования современных информационных технологий.

Основные задачи Программы: создание и сопровождение комплексной автоматизированной системы органов социальной защиты населения в Саратовской области; создание единого и распределенных банков данных "Электронный социальный регистр населения Саратовской области"; оснащение органов социальной защиты населения в Саратовской области аппаратными и системными программными средствами; создание в органах социальной защиты в Саратовской области локальных вычислительных сетей; обучение сотрудников органов социальной защиты населения Саратовской области работе с комплексной автоматизированной системой; создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) и подключение органов социальной защиты населения в Саратовской области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области

Срок реализации Программы

2006-2007 годы

Исполни гели основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области; органы социальной защиты населения в Саратовской области

Объем и источники финансирования Программы

Общие затраты из средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы -34510 тыс. рублей, в том числе: 2006 год - 26210 тыс. рублей; 2007 год - 8300 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Организация эффективных адресных социальных программ и мероприятий на основе единой базы данных электронного социального регистра; формирование статистической информации в области социальной защиты населения; снижение трудоемкости работ в органах социальной защиты населения в Саратовской области за счет автоматизации процессов получения и обработки сведений о заявителях; создание условий для проведения мониторинга и анализа потребностей граждан, нуждающихся в получении социальной помощи; снижение числа граждан, необоснованно получающих помощь в органах социальной защиты населения; обеспечение информированности граждан в области защиты их социальных интересов; осуществление контроля деятельности органов социальной защиты населения по исполнению решений органов государственной власти при проведении социально-демографической политики в регионе

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области


Введение


Программа разработана с учетом Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 748-р, Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65.

Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области и местного самоуправления по предоставлению адресной социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Саратовской области.

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Действующая государственная система учета населения формировалась в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, а также нескоординированности и несогласованности создания автоматизированных систем учета между собой.

В связи с этим имеется ряд проблем:

неполный охват населения любой из существующих автоматизированных систем учета;

низкий уровень автоматизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных;

недоступность персональных данных, размещаемых в отдельных автоматизированных системах учета, для заинтересованных органов государственной власти на межведомственном уровне и, как следствие, дублирование бюджетных расходов по сбору уже имеющихся в других ведомствах и организациях персональных данных;

невозможность сопоставления и анализа персональных данных из различных автоматизированных систем учета для получения полной, достоверной и актуальной информации о населении;

сложность обеспечения оперативного обмена персональными данными между отдельными автоматизированными системами учета, имеющими различную структуру хранения персональных данных;

отсутствие единого механизма установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу в любой момент времени.

Из бюджетов разных уровней, а также внебюджетных фондов ежегодно выделяются значительные средства на социальную помощь льготным категориям граждан. Однако, оперативно проследить движение денежных средств, выделяемых на оказание социальной помощи каждому конкретному гражданину, невозможно из-за отсутствия единой автоматизированной информационной системы персонифицированного учета.

Министерство здравоохранения и социальной поддержки области в своей деятельности осуществляет обмен информацией с Правительством области, министерствами и ведомствами социальной сферы, администрациями муниципальных образований области, учреждениями, подведомственными министерству, банками и другими организациями.

В настоящее время в управлениях социальной защиты населения (УСЗН), учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения области создано и продолжает формироваться значительное количество баз и банков данных.

Сотрудники таких учреждений в процессе работы используют локальные базы данных, установленные на автоматизированных рабочих местах (АРМ), как правило, не объединенные в локальные информационные сети. Локальные базы данных содержат тематическую информацию о предоставляемых гражданину льготах и других социальных выплатах. Отсутствие связи между локальными базами данных нередко приводит к дублированию информации о гражданине в различных АРМ.

В министерстве здравоохранения и социальной поддержки области создана и ежемесячно обновляется информационная база данных на льготополучателеи в разрезе районов области.

Обновление базы данных происходит путем передачи информации из органов социальной защиты населения на дискетах и дисках. Структурные подразделения министерства по локальной сети имеют доступ к информационной базе данных.

Однако, существующая технология не реализует процесс передачи информации между районами области, что приводит к необходимости повторного ввода данных о гражданине при его переезде из одного района в другой, при этом не исключена возможность дублирования информации о нем в единой базе данных.

В соответствии с Концепцией преобразований в жилищно-коммунальном комплексе Саратовской области на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 23 ноября 2004 года N 255-П, в настоящее время ведется формирование единых баз данных: получателей субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; потребителей энергоресурсов и жилищно-коммунальных услуг, получателей льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Многие организации и ведомства также ведут собственные базы персональных данных населения, например:

районные отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) - регистрация актов гражданского состояния;

управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области - регистрация идентификационных номеров налогоплательщиков;

Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области" - страхование лиц в системе обязательного пенсионного страхования, получение пенсий;

паспортные столы жилищно-эксплуатационных управлений, паспортно-визовая служба Главного управления внутренних дел области - регистрация по месту жительства;

территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области - учет застрахованных граждан, информации о лечении;

военные комиссариаты районов - учет призывников, военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, инвалидов войн;

коммерческие банки.

У перечисленных выше органов и организаций регулярно или эпизодически возникает потребность обмена и сверки информации по предоставляемым гражданам льготам и социальным гарантиям. Так как формат межведомственного учета персональных данных не согласован, информация предоставляется в бумажном виде, что требует больших трудозатрат на ее обработку.

Из-за отсутствия единого идентификатора проблемы с достоверностью информации возникают не только при обмене информацией между организациями, но и внутри одного ведомства из-за ошибок в написании фамилий, имен и номеров документов.

Так как меры социальной поддержки предоставляются гражданам различными организациями и ведомствами, невозможно точно определить объем социальной помощи, полученной каждым гражданином или социальной группой, оценить реальный уровень их жизни с учетом льгот.

Одним из основных приоритетов развития системы социального обслуживания населения области является разработка системы учета, мониторинга и анализа потребностей граждан в социальных услугах в разрезе целевых групп и районов области.

Для этого необходимо обеспечить единый порядок сбора и использования персональных данных, а также создать систему персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем учета в рамках единого информационного пространства.

Создание электронного социального регистра населения Саратовской области является первым этапом реализации Концепции системы персонифицированного учета населения Российской Федерации (СПУН), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 748-р.

Автоматизированная система "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" (ЭСРН) - государственная территориально-распределенная информационная система, обеспечивающая в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование единой базы данных льготных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку.

Основой электронного социального регистра населения должны стать ранее созданные органами социальной защиты населения базы данных льготополучателей в разрезе районов области. Единая информационная база данных поддерживается в актуальном состоянии за счет постоянного обновления информации, формируемой в самой системе.

Основное назначение ЭСРН - учет льготных категорий граждан, имеющих право на социальную помощь, обеспечение необходимой информационной поддержки и автоматизированной технологии решения задач органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, информационное обслуживание населения.

Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Целью создания электронного социального регистра населения (ЭСРН) является повышение качества социального обслуживания населения области на основе использования современных информационных технологий путем:

обеспечения адресного подхода к оказанию социальной помощи населению за счет использования единой информационной базы данных льготных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку;

улучшения информационного обслуживания населения и сокращения потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;

обеспечения централизованного контроля данных и деятельности подразделений, пользующихся единым социальным регистром.

Для достижения указанной цели планируется решение следующих задач:

создание и сопровождение комплексной автоматизированной системы органов социальной защиты населения в Саратовской области;

создание единого и распределенных банков данных "Электронный социальный регистр населения Саратовской области";

оснащение органов социальной защиты населения в Саратовской области аппаратными и системными программными средствами;

создание в органах социальной защиты в Саратовской области локальных вычислительных сетей;

обучение сотрудников органов социальной защиты населения в Саратовской области работе с комплексной автоматизированной системой;

создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта), подключение органов социальной защиты населения в Саратовской области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области.

Основу электронного социального регистра населения должны составлять следующие данные:

идентификационные сведения о гражданине,

сведения о льготных категориях гражданина,

сведения о потребностях гражданина,

сведения о выплатах в адрес гражданина,

сведения об оказанных льготных услугах,

сведения о родственных отношениях между гражданами,

сведения о составе домохозяйства граждан,

сведения о доходах домохозяйств,

сведения о состоянии здоровья гражданина,

сведения о бытовых условиях проживания граждан и т.д.

Автоматизированная информационная система ЭСРН включает в себя ряд подсистем, необходимых для ведения и использования единой базы данных социального регистра и автоматизации деятельности подразделений социальной защиты населения области:

1. Подсистема ведения федеральных, отраслевых классификаторов и кодификаторов, специальных справочников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»