На реализацию разработанных мероприятий Программы потребность в инвестициях составит 83,3 млн руб. Это позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку, экологически оздоровить агроландшафты, агроценозы и агроэкосистемы в регионе, а также обеспечить сохранение биоресурсов почвы и биологическое разнообразие сельскохозяйственных растений и животных, сохранить число рабочих мест.
Снизится величина совокупного экологического ущерба от загрязнения окружающей среды при хранении непригодных и запрещенных к применению пестицидов.
Результатом реализации Программы должно стать коренное улучшение экологической и эпидемиологической обстановки на территории области после ликвидации 17 объектов хранения пестицидов, являющихся в настоящее время источниками повышенной экологической опасности и которые могут" спровоцировать в любой момент возникновение аварийных ситуаций в 14: районах области (приложение N 5 к Программе).
Эколого-экономический эффект от реализации Программы
Эколого-экономическая эффективность инвестиций при реализации проекта предлагаемой Программы определяется сопоставлением планируемых затрат с величиной предотвращенного экологического ущерба.
Ущерб от воздействия на окружающую среду является комплексной величиной и представляет собой потери и затраты от техногенного воздействия объекта (объектов) на компоненты окружающей среды, социальные условия жизни и здоровье населения.
Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения окружающей среды представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения окружающей среды, которых удалось избежать в результате осуществления природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих качество природной среды в целом или ее отдельных эколого-ресурсных компонентов.
Реализация предлагаемой Программы в первую очередь предотвращает бесконтрольное и несанкционированное попадание просроченных и запрещенных к применению пестицидов в природную среду: в почву, в поверхностные и подземные воды, а через них в растения (в т.ч. в продукты питания), организм человека. Тем самым исключается возникновение чрезвычайных и аварийных ситуаций, сопряженных с загрязнением земель и выведением их из хозяйственного оборота, загрязнением воды водоемов питьевого и культурно-бытового назначения. Исключаются затраты на ликвидацию последствий этих чрезвычайных ситуаций: очистку и рекультивацию земель, очистку водоемов, проведение компенсационных выплат населению за ущерб здоровью.
Максимальная величина предотвращенного экологического ущерба, который мог бы быть нанесен окружающей природной среде, рассчитывается как плата за негативное воздействие на окружающую среду в случае попадания всей массы просроченных и запрещенных к применению пестицидов в водные объекты. При этом процесс попадания их в воду поверхностных и подземных водных объектов рассматривается как сверхлимитный сброс загрязняющих веществ.
Общее количество непригодных пестицидов по состоянию на 1 мая 2005 года равно 613,25 тонн. Норматив платы за сброс 1 т пестицидов (по атразину) в пределах установленных лимитов составляет 275480 рублей согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"). С учетом повышающих коэффициентов: сверхлимитного сброса (5), экологической ситуации Волжского бассейна (1,32) и индексации платы (1,2) максимальная расчетная величина предотвращенного ущерба составит: 613,25 х 275480 х 5 х 1,32 х 1,2 = 1337989831 рублей или 1338 млн рублей.
При этом необходимо отметить, что расчетная величина предотвращенного ущерба определена без затрат на компенсацию ущерба ихтиофауне, а также на лечение и компенсационные выплаты населению.
Цель экологического раздела Программы - показать ожидаемое воздействие на окружающую природную среду и предложить комплекс природоохранных мероприятий при реализации Программы для максимального снижения отрицательного воздействия на окружающую среду.
При выполнении программных мероприятий возможно, как и при осуществлении любой хозяйственной деятельности, кратковременное, имеющее место только в период проведения работ, отрицательное воздействие на компоненты окружающей среды.
Прогнозное воздействие на атмосферный воздух
При изготовлении металлической герметичной тары возможно выполнение сварочных и покрасочных работ. При этом в атмосферу будут выделяться следующие загрязняющие вещества: оксид железа, марганец и его соединения, фтористый водород, ксилол (смесь изомеров), толуол, бутилацетат, уайт-спирит, пропан-2-он (ацетон). В процессе перезатаривания возможно выделение пылей пестицидов по полному перечню их наименований как в рабочую зону, так и в атмосферный воздух.
При проведении погрузочно-разгрузочных работ и в процессе транспортировки пестицидов от спецтехники и автотранспорта в атмосферу будут выбрасываться: оксид углерода, углеводороды (в пересчете на керосин), диоксид серы, оксид и диоксид азота, сажа. При проведении работ по очистке и рекультивации загрязненных территорий в атмосферу выбрасывается пыль неорганическая с содержанием >70 % SiO2.
Ориентировочный перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, и их характеристика приведены в приложениях N 6 и N 7.
Полный перечень загрязняющих веществ, расчет количества их выбросов т/год и г/сек, а также процесс их рассеяния в атмосфере с определением размеров санитарно-защитной зоны и зоны воздействия будут приведены в разделе "Охрана окружающей среды" (ООС), разработанном в составе рабочей проектно-сметной документации (ПСД) на производство работ по утилизации пестицидов.
Размер санитарно-защитной зоны объектов должен определяться на основании САНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 года N 38.
Характеристика шумового и вибрационного воздействия технологического оборудования
Технологическое оборудование в процессе своей работы является источником шумового и вибрационного воздействия, прежде всего на обслуживающий персонал, а также является фактором беспокойства объектов животного мира. Выполнение работ сопровождается использованием различных самоходных машин и механизмов: автомобильного транспорта и мобильной специальной техники.
Используемое оборудование является серийным и поставляется заводами-изготовителями по техническим условиям, согласованным органами Минздрава, санитарными службами. Технические условия на изготовление и поставку оборудования содержат согласованные предельные вибрационные и шумовые характеристики в соответствии с требованиями нормативных документов. Уровень шума, создаваемый технологическим оборудованием, обычно составляет около 40-50 дБ, что не превышает уровень уличного шума (60-70 дБ).
Воздействие планируемых работ на поверхностные и подземные воды
В период выполнения работ по реализации Программы дополнительный забор воды из открытых водоемов и подземных источников, а также сброс сточных вод в водоемы, на рельеф и в подземные горизонты не предусматривается. Поэтому в штатном режиме реализации Программы отрицательного воздействия на водные объекты не ожидается.