4.1. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения:
4.1.1. Стороны осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальных доходов населения, создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
4.1.2. Стороны принимают меры по доведению тарифной ставки первого разряда работников предприятий и организаций внебюджетного сектора экономики области до величины прожиточного минимума и увеличению среднемесячной заработной платы не ниже, чем 6000 рублей в 2005 году, с дальнейшим повышением ее в последующие годы.
Стороны обеспечивают введение размеров тарифных ставок первого разряда согласно отраслевым соглашениям в организациях всех форм собственности.
4.1.3. В ходе разработки проекта областного бюджета на предстоящий финансовый год стороны предварительно рассматривают на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области.
Правительство области:
4.1.4. Разрабатывает проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, направленных на повышение уровня жизни и доходов населения области.
4.1.5. Обеспечивает разработку и реализацию областной целевой программы, направленной на преодоление социального неравенства и снижение уровня бедности в Саратовской области.
4.1.6. При подготовке консолидированного бюджета области на очередной финансовый год обеспечивает рассмотрение на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса о соотношении средней заработной платы работников бюджетной сферы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
4.1.7. В полном объеме предусматривает при подготовке бюджета области средства на оплату труда работников бюджетной сферы.
4.1.8. При разработке систем оплаты труда работников областных бюджетных учреждений на очередной финансовый год руководствуется нормами, включая тарифы и надбавки, предусмотренные едиными рекомендациями, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сотрудничает с органами местного самоуправления по вопросу разработки систем оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы.
4.1.9. Обеспечивает контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам областных бюджетных учреждений и организаций не реже 2 раз в месяц.
4.1.10. Обеспечивает совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных отраслей и повышение уровня оплаты их труда.
4.1.11. Принимает меры по переводу работников областных учреждений бюджетной сферы на новые условия оплаты труда в сроки, установленные для федеральных организаций, при наличии дополнительных источников, а также содействует органам местного самоуправления в разработке аналогичных мер в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
4.1.12. Разрабатывает с участием профсоюзов порядок и условия применения стимулирующих выплат и доплат, в том числе доплат за стаж и специальное образование е организациях и учреждениях, финансируемых из областного бюджета.
4.1.13. При утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области и установление порядка и условий повышения тарифных ставок (окладов) за работу в особых условиях, применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат работникам государственных учреждений Саратовской области учитывает мнение областных организаций профсоюзов соответствующих отраслей.
Работодатели:
4.1.14.. Инициируют включение в коллективные договоры положений отраслевых соглашений в части оплаты труда.
4.1.15. Своевременно выплачивают заработную плату работникам. В случае ее задержки производят компенсацию в соответствии с действующим законодательством. Принимают меры по погашению задолженности по заработной плате прошлых лет.
4.1.16. Сохраняют долю оплаты труда в общих затратах производства не ниже достигнутой за прошедший период.
4.1.17. Способствуют включению в коллективные договоры положений о повышении удельного веса тарифа (оклада) в общем заработке работников от 40 до 50%, с последующим доведением этого уровня до 60-70%
4.1.18. Способствуют снижению дифференциации среднемесячной заработной платы руководителя организации и рабочего основной профессии.
4.1.19. Предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год.
4.1.20. В коллективные договоры включают положения о признании времени приостановки работы в связи с задержкой заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя и оплачивают его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
Профсоюзы: