Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие информационного партнерства со средствами массовой информации в 2004-2005 гг.» (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 18.11.2005 N 394-П)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

Ведущее влияние СМИ на формирование общественного мнения подтверждается социологическими исследованиями. Результаты таких исследований («Информационная политика», РАГС, 2003) свидетельствуют, что среди источников получения сведений о различных сферах жизни до 70 процентов граждан назвали СМИ, до 29 процентов - общение на работе. Несмотря на то, что население области часто обращается к СМИ (64 процента населения систематически читают газеты, охват населения телевизионным вещанием составляет до 97 процентов) и считают СМИ основным источником получения информации, только единицы оценивают свой уровень информированности о различных областях общественной жизни как высокий. На низкий уровень своей информированности в области политики указали 29 процентов всех опрошенных и 57 процентов - в области социального обеспечения.

Исследование возможности самостоятельного получения гражданами недостающей информации показало, что две трети опрошенных при личном обращении сталкивались с той или иной формой отказа в предоставлении информации, причем наиболее частыми причинами отказа являются отсутствие необходимой информации (27 процентов), ее засекреченность (24,2 процента), отсутствие времени у тех, кто должен эту информацию дать (23,9 процента), ничем не мотивированный отказ (28,8 процентов).

Проблема реализации права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации реальна и требует принятия мер со стороны органов власти. Средства массовой информации в реализации этого права имеют исключительное значение.

Одной из актуальных проблем формирования государственной информационной политики являются оптимизация взаимоотношений органов государственной власти и прессы.

С другой стороны, тематика и качество информации в СМИ имеет множество нареканий со стороны потребителей информации. Специалисты в области психологии воздействия СМИ высказывают серьезную озабоченность по поводу преобладания в СМИ жестокости, агрессии, безнравственности, безысходности, в целом здоровьеразрушительной информации. В то время как материалы, формирующие патриотические чувства, семейные ценности, нравственные принципы, здоровый образ жизни представлены в СМИ, по различным оценкам, в недостаточном объеме или менее ярко. Поэтому одной из основных целей Программы является повышение объемов и качества материалов в средствах массовой информации, направленных на защиту здоровья, прав населения области, государственных интересов.

Программа является продолжением областной целевой программы «Развитие информационного партнерства со средствами массовой информации в 2003 году», в целях реализации которой комитетом по информации и печати области был проведен открытый конкурс информационных проектов средств массовой информации на лучшее освещение социально-значимых тем в 2003 году.

Конкурс проводился среди печатных и электронных средств массовой информации всех форм собственности, издаваемых и передающих информацию на территории области, и являлся открытым по составу участников.

В качестве приоритетных направлений проектной деятельности в соответствии с программой были выделены следующие темы:

а) формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения;

б) реализация молодежной политики в регионе;

в) защита семьи и детства;

г) формирование основ духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

На рассмотрение конкурсной комиссии был представлен 41 информационный проект 18 СМИ. Конкурсной комиссией было принято решение о поддержке 28 проектов 17 СМИ в объеме 4499,9 тыс. рублей при условии софинансирования проектов со стороны редакций.

Наибольшее число проектов было подано на участие в конкурсе по номинации «Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения». Финансовая поддержка проектов из областного бюджета позволила разработать СМИ ряд принципиально новых проектов, а также расширить существующие информационные проекты. Конкурсной комиссией были особо отмечены информационные проекты газеты «Комсомольская правда» («Я родился», «Жизнь замечательных детей», «Саратовцы на полях Великой Отечественной войны»), ИВК «Солнечный» («Поможем детям»), «Саратовские вести» («Жизнь без наркотиков», «СВ-спорт»).

Проекты, рекомендованные конкурсной комиссией для финансовой поддержки, были профинансированы комитетом по информации и печати области полностью. Результатом реализации программы «Развитие информационного партнерства со средствами массовой информации в 2003 году» стало привлечение внимания СМИ к освещению социально значимых тем, увеличение количества публикаций на социально значимую тематику.

С целью повышения качества предоставляемых проектов комитетом по информации и печати области совместно с Саратовским отделением союза журналистов России в декабре 2003 года подготовлен и проведен семинар для руководителей СМИ «Повышение проектной культуры - путь развития социальной журналистики».