Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 10.12.2003 г. № 19-753


Об областной целевой программе
 «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы»

(с изменениями на 19 июля 2006 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 19.07.2006 N 57-2272.

_______________________________________________________________


В целях комплексного решения проблемы обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы» (прилагается).

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев


Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 10.12.2003 г. № 19-753

___________________________________________________
Программа в редакции, введенной
постановлением Саратовской областной Думы
от 19.07.2006 N 57-2272, см. предыдущую редакцию.
___________________________________________________

Программа
"Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой
на 2004-2010 годы"


Саратов, 2006


Паспорт областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Губернатора Саратовской области от 5 апреля 2003 года, распоряжение Правительства Саратовской области от 8 февраля 2006 года N 22-Пр "О реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

- министерство энергетики и коммунального хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство энергетики и коммунального хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство сельского хозяйства области, комитет государственного экологического контроля и природопользования области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области", ФГУП "Гипрокоммунводоканал", территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области

Цели и задачи Программы

 обеспечение населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;

-повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения;

обеспечение финансового оздоровления предприятий водопроводно-канализацион-ного хозяйства области;

обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению;

обеспечение инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства области;

оказание государственной поддержки модернизации водопроводно-канализационного хозяйства области;

повышение качества воды поверхностных источников питьевого водоснабжения до 1-го и 2-го классов (очень чистые и чистые);

максимальное использование ресурсной базы подземных вод, защищенных от антропогенного загрязнения, для 80 процентов водозаборов питьевого водоснабжения;

повышение эксплуатационной надежности источников питьевого водоснабжения путем их резервирования на базе подземных вод;

обеспечение государственных объектов повышенной социальной значимости питьевой водой гарантированного качества;

использование имеющихся ресурсов минеральных подземных вод хлоридного типа для обеззараживания питьевой воды;

обеспечение эксплуатационной надежности водохранилищ - источников питьевого водоснабжения

Сроки и этапы реализации Программы

- 2004-2010 годы:

I этап - 2004-2006 годы;

II этап - 2007-2010 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство энергетики и коммунального хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области, комитет государственного экологического контроля и природопользования области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, комитет капитального строительства области, администрации муниципальных районов и городских округов области (по согласованию), предприятия водопроводно-канализационного хозяйства области (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- всего - 3376,28 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 881,79 млн. рублей.

Прогнозируется привлечение средств:

из федерального бюджета - 999,29 млн. рублей;

из бюджетов муниципальных образований - 419,2 млн. рублей;

предприятий - 447,0 млн. рублей;

кредитных организаций и частных инвестиций - 629,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- в результате реализации Программы будут осуществлены:

перевод с поверхностных водоисточников на подземные водозаборы в городах Аркадак, Балашов, Калининск, Ртищево, что позволит обеспечить питьевой водой нормативного качества 180,7 тыс. человек;

модернизация подземных водозаборов в г.Аткарск, р.п.Екатериновка, р.п.Лысые Горы, р.п.Романовка, р.п.Турки, р.п.Озинки и р.п.Татищево, что позволит дополнительно обеспечить питьевой водой нормативного качества 25,3 тыс. человек;

модернизация станций очистки поверхностных вод в городах Вольск, Красноармейск, Балаково, Саратов, Хвалынск, р.п.Базарный Карабулак, с.Перелюб, Орлово-Гайского группового водопровода, что позволит дополнительно обеспечить 87 тыс. человек питьевой водой нормативного качества;

завершение строительства канализационных очистных сооружений в городах Вольске, Аткарске, р.п.Ровное, реконструкция канализационных очистных сооружений в г.Саратове;

модернизация очистных канализационных сооружений, коллекторов и уличных сетей канализации в населенных пунктах области, что позволит предотвратить утечку из аварийных канализационных сетей, а также сброс неочищенных стоков в водные объекты, что благотворно скажется на экологическом и эпидемиологическом состоянии области;

модернизация водопроводов и уличных водопроводных сетей в населенных пунктах области, что позволит предотвратить перебои с водоснабжением, устранить потери очищенной воды и, как следствие, избежать значительного повышения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения;

восстановление качества воды поверхностных источников питьевого водоснабжения до 1-го и 2-го классов (очень чистые и чистые), улучшение качества питьевой воды, сокращение затрат на водоподготовку;

увеличение эксплуатационных запасов пресных подземных вод, которое даст возможность улучшить качество питьевой воды;

повышение эксплуатационной надежности источников питьевого водоснабжения путем их резервирования на базе подземных вод для всех населенных пунктов области, обеспечение надежных источников водоснабжения при чрезвычайных ситуациях;

обеспечение эксплуатационной надежности водохранилищ - источников питьевого водоснабжения.

Данные результаты будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области, совершенствования договорных отношений между предприятиями и потребителями, тарифного регулирования и государственной поддержки модернизации водопроводно-канализационного хозяйства области

Система организации контроля за исполнением Программы

- проведение заказчиком ежеквартального анализа выполнения Программы по следующим показателям:

фактическое выполнение объемов работ с учетом каждого объекта;

фактическое выполнение финансирования по всем указанным источникам;

определение социальной значимости произведенных работ по каждому объекту


Введение


Анализ состояния систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах области подтверждает необходимость системного программного подхода к обеспечению полноценного и безопасного питьевого водоснабжения населения области.

С 1999 года были приняты нормативные правовые акты, касающиеся вопросов питьевого водоснабжения и требующие разработки усовершенствованной программы по питьевому водоснабжению населения области.

В соответствии с этим в настоящую Программу включены следующие мероприятия:

увеличение объема использования подземных вод для питьевого водоснабжения;

создание резервных источников питьевого водоснабжения;

обеспечение питьевой водой гарантированного качества государственных объектов повышенной социальной значимости;

решение проблемы качества питьевой воды путем создания нецентрализованных систем питьевого водоснабжения на базе подземных вод.

Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования систем водопроводно-канализационного хозяйства области, направленных на ликвидацию принципа дотационности водопроводно-канализационного хозяйства области и способствующих режиму его устойчивого и достаточного финансирования, а также обеспечивающих безопасное обеспечение питьевой водой населения области.

Усовершенствованы механизм реализации программных мероприятий и организация управления Программой, которые позволят реализовать мероприятия в предусмотренные сроки.

Программа предусматривает как решение задачи ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения, в результате чего повысятся качество предоставляемых услуг населению по водоснабжению и водоотведению, эффективность и надежность работы систем водоснабжения и водоотведения.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Кризисное состояние водопроводно-канализационного хозяйства области обусловлено принципом его дотационности, неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием услуг, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями воды.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства области водоснабжением и водоотведением занимается 36 предприятий:

ГУП "Саратовоблводоканал" с филиалами в 13 районных центрах области (г.Вольск, р.п.Дергачи, р.п.Духовницкое, г.Ершов, р.п.Екатери-новка, с.Елшанка Воскресенского района, с.Ивантеевка, г.Калининск, г.Красноармейск, г.Новоузенск, р.п.Озинки, г.Пугачев, р.п.Самойловка);

6 муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (города Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов, Аркадак, Маркс);

     29 предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях области;

3 акционерных общества (р.п.Новые Бурасы, р.п.Красный Кут, г.Аткарск).

Общая протяженность эксплуатируемых предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства области сетей водопровода составляет 7707,2 км, канализационных сетей - 1395 км. Эксплуатируется 203 водопроводных и 140 канализационных насосных станций, 22 водоочистных и 16 канализационных очистных сооружений общей мощностью соответственно 1108 тыс. м3/сутки и 1024 тыс. м3/сутки.

Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными, поэтому водопроводные сооружения не всегда обеспечивают надежную подготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества.

Серьезную эпидемическую опасность представляет вторичное микробное загрязнение питьевой воды из-за коррозии и зарастания ветхих водопроводных распределительных сетей. Отложения на внутренней поверхности стальных трубопроводов приводят также к снижению эксплуатационных характеристик, увеличивают в два-три раза расход электроэнергии на перекачку. Изношенность сетей водоснабжения и канализации превысила критический уровень и составляет 70-75 процентов.

С превышением нормативного срока службы эксплуатируется 46 процентов, или 2520 км водопроводных сетей, из них 600 км эксплуатируется более двух нормативных сроков. Количество повреждений в расчете на 1 км сети в год составляет два-три, что превышает аналогичные показатели европейских стран более чем в три раза. Ежегодная замена трубопроводной сети составляет 0,3-0,5 процента от общей протяженности сети вместо требуемых для надежной работы 5-6 процентов.

Техническое состояние инженерной инфраструктуры характеризуется высоким (более 68 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями питьевой воды.

В настоящее время планово-предупредительный ремонт уступил место вынужденным аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в два-три раза выше. Следствием этого стало обострение проблемы снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что предприятия водопроводно-канализационного хозяйства области не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-механических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 м3 воды на 30 процентов выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию инженерной инфраструктуры показывает, что в основном они направлены на интенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность водопроводно-канализационного хозяйства области для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение в отрасли.

Перечень мероприятий и затрат по модернизации водопроводно-канализационных сетей и сооружений с указанием видов работ, а также источников финансирования представлен в приложении 1 к настоящей Программе.

Также следует отметить ряд проблем рационального использования водных ресурсов, восстановления и охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения населения, не решенных предыдущей Программой:

низкое качество воды, загрязнение сточными водами поверхностных водоисточников, используемых для питьевого водоснабжения, является причиной удорожания систем водоподготовки централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;

неудовлетворительное техническое состояние, низкая надежность эксплуатации поверхностных источников и водохозяйственных сооружений (водохранилищ, прудов, гидротехнических сооружений) не обеспечивают нормативной надежности и безопасности питьевого водоснабжения;

нерациональное использование имеющихся ресурсов пресных подземных вод приводит к удорожанию стоимости программных мероприятий за счет увеличения затрат на водоподготовку;

отсутствие в настоящее время резервных источников питьевого водоснабжения может привести к катастрофе питьевого водоснабжения при чрезвычайных ситуациях;

отсутствие установленных в натуре водоохранных зон водных объектов, несоблюдение режимов их использования способствуют ухудшению качества воды источников питьевого водоснабжения.

Низкое качество воды поверхностных водоисточников при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения области, обуславливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

2. Основные цели и задачи Программы


     Главными целями Программы являются улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения, привлечение инвестиций в водопроводно-канализационное хозяйство области, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат. Достижение основных целей Программы обеспечит возможность устойчивого развития водопроводно-канализационного хозяйства области начиная с 2011 года.

     Основными задачами Программы являются:

     финансовое оздоровление предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

     снижение издержек и повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения, формирование инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства области, создание взаимосвязанных процедур тарифного регулирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

     оказание государственной поддержки процесса модернизации водопроводно-канализационного хозяйства области на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств, государственных гарантий области по привлекаемым инвестициям.

В сфере рационального использования, восстановления и охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения необходимо решить следующие задачи:

повысить качество воды поверхностных водоисточников, используемых для питьевого водоснабжения до 1-го и 2-го классов (очень чистые и чистые);

максимально увеличить ресурсную базу подземных водоисточников на базе широкого использования защищенных от загрязнения подземных вод;

повысить надежность эксплуатации водоисточников путем резервирования и применения подземных водоисточников для нецентрализованного питьевого водоснабжения населения;

обеспечить в первую очередь государственные объекты повышенной социальной значимости питьевой водой гарантированного качества;

использовать имеющиеся ресурсы минеральных подземных вод хлоридного типа для обеззараживания питьевой воды;

обеспечить эксплуатационную надежность водохранилищ источников питьевого водоснабжения.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Программа будет выполняться в два этапа в течение 2004-2010 годов:

I этап - 2004-2006 годы;

II этап - 2007-2010 годы.

На I этапе предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:

инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства области;

прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения;

переход на реальные договорные отношения в водопроводно-канализационном хозяйстве области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»