РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
Об охране окружающей среды в Саратовской области
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
от 29.12.2004 N 131-ЗСО
___________________________
принят Саратовской областной Думой
19 ноября 2003 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» регулирует правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти области, общества и природы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории Саратовской области.
Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное социально-экономическое развитие и сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, биологического разнообразия как основы жизнедеятельности ныне живущих и будущих поколений.
Охрана окружающей среды в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются понятия, закрепленные в статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также следующие основные понятия:
экологический паспорт - документ, включающий данные по использованию юридическим лицом ресурсов (природных, вторичных и др.), степени воздействия его производств на окружающую среду, сведения о разрешениях на право пользования природными ресурсами, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду;
территориальная система государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (далее - территориальная система государственного экологического мониторинга) - формируемая на территории области комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, которая включает в себя экологический мониторинг, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в порядке и в объемах, установленных законодательством.
Статья 3. Окружающая среда как объект охраны
На территории области охраняется от негативного воздействия окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды на территории области от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух и иные объекты.
Управление в сфере охраны окружающей среды на территории области в пределах своих полномочий осуществляют:
органы государственной власти области в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области;
органы местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 5. Полномочия областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
определение основных направлений охраны окружающей среды на территории области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
принятие законов области в сфере охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей области, контроль за их исполнением;
утверждение областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
утверждение соответствующего объема бюджетных средств, направляемых на финансирование мероприятий природоохранного значения, создание и определение порядка формирования и расходования областного целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природных ресурсов;
регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
Статья 6. Полномочия Правительства области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям Правительства области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в разработке федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;
реализация федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
издание нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей области, контроль за их исполнением;
разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
разработка и реализация областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории области;
организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями установленных лимитов вредного воздействия на окружающую среду, контроля за достоверностью физических показателей, используемых для расчета платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды негативного воздействия на окружающую среду;
экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в сфере охраны и использования таких территорий;
организация и развитие в области системы экологического образования и формирование экологической культуры;
ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территории области;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории области;
ведение Красной книги Саратовской области;
осуществление экологической паспортизации;
обеспечение поддержки предпринимательской, инновационной и другой деятельности, направленной на охрану окружающей среды, в том числе экологического аудита, экологического страхования, экологической сертификации и стандартизации на территории области;
регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление
в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов
Орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проводит на территории области единую государственную политику и реализует полномочия Правительства области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в пределах своей компетенции, установленной положением о нем, утверждаемым Правительством области, а также взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, оказывает им методическую, консультативную и иную помощь.
Статья 8. Управление в сфере охраны окружающей среды органами местного самоуправления
В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на соответствующих территориях вправе:
участвовать в подготовке и реализации целевых программ охраны окружающей среды;
осуществлять муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль);
осуществлять контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных объектов местного значения;
участвовать в ведении учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;
участвовать в организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
организовывать деятельность в области обращения с отходами на соответствующих территориях, обеспечивать утилизацию и переработку отходов производства и потребления;
определять порядок сбора отходов на территориях поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие бытовые отходы) и соответствующий экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
создавать благоприятные условия для развития экологического образования, воспитания, повышения экологической культуры населения муниципальных образований области;
организовывать в установленном порядке сбор, обработку, анализ и оценку экологической информации;
информировать население о состоянии окружающей среды на территории муниципального образования области;
содействовать развитию предпринимательства в области охраны окружающей среды;
принимать меры к материальному стимулированию за активную природоохранную деятельность;
осуществлять иные мероприятия в сфере охраны окружающей среды.
Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется государственными инспекторами Саратовской области по охране окружающей среды - должностными лицами специально уполномоченного Правительством области органа исполнительной власти области.
По решению Правительства области в структуре указанного органа могут создаваться территориальные отделы государственного экологического контроля для осуществления функций государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) в отдельных муниципальных образованиях области.
Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на территории области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц, являющихся государственными инспекторами Саратовской области по охране окружающей среды, утверждается Губернатором области.
Статья 10. Муниципальный контроль
в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль)
Органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 11. Экологическая паспортизация
Юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие на территории области хозяйственную и иные виды деятельности с использованием природных ресурсов и оказывающие воздействие на окружающую среду, обязаны иметь оформленные в установленном порядке экологические паспорта на каждый объект хозяйственной и иной деятельности.
Требования к структуре и содержанию экологического паспорта устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации.
Экологический паспорт разрабатывается юридическим лицом самостоятельно либо с использованием услуг специализированной организации, утверждается руководителем юридического лица и подлежит согласованию с органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, после чего считается вступившим в силу.
Экологический паспорт представляется в орган исполнительной власти области, уполномоченный на осуществление экологической паспортизации, в двух экземплярах и должен быть согласован им в течение одного месяца, после чего один экземпляр экологического паспорта возвращается юридическому лицу, другой остается на постоянном хранении в указанном органе исполнительной власти области.