Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Саратовской области


Об охране окружающей среды в Саратовской области


___________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
 от 29.12.2004 N 131-ЗСО

___________________________

принят Саратовской областной Думой
19 ноября 2003 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» регулирует правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти области, общества и природы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории Саратовской области.

Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное социально-экономическое развитие и сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, биологического разнообразия как основы жизнедеятельности ныне живущих и будущих поколений.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовые основы охраны окружающей среды в области

Охрана окружающей среды в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются понятия, закрепленные в статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также следующие основные понятия:

экологический паспорт - документ, включающий данные по использованию юридическим лицом ресурсов (природных, вторичных и др.), степени воздействия его производств на окружающую среду, сведения о разрешениях на право пользования природными ресурсами, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду;

территориальная система государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (далее - территориальная система государственного экологического мониторинга) - формируемая на территории области комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, которая включает в себя экологический мониторинг, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в порядке и в объемах, установленных законодательством.

Статья 3. Окружающая среда как объект охраны

На территории области охраняется от негативного воздействия окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды на территории области от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух и иные объекты.

Глава II. Управление в сфере охраны окружающей среды

Статья 4. Управление в сфере охраны окружающей среды

Управление в сфере охраны окружающей среды на территории области в пределах своих полномочий осуществляют:

органы государственной власти области в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области;

органы местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 5. Полномочия областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

определение основных направлений охраны окружающей среды на территории области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

принятие законов области в сфере охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей области, контроль за их исполнением;

утверждение областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;

утверждение соответствующего объема бюджетных средств, направляемых на финансирование мероприятий природоохранного значения, создание и определение порядка формирования и расходования областного целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природных ресурсов;

регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 6. Полномочия Правительства области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям Правительства области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в разработке федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;

реализация федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

издание нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей области, контроль за их исполнением;

разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

разработка и реализация областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;

организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;

осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории области;

организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями установленных лимитов вредного воздействия на окружающую среду, контроля за достоверностью физических показателей, используемых для расчета платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды негативного воздействия на окружающую среду;

экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в сфере охраны и использования таких территорий;

организация и развитие в области системы экологического образования и формирование экологической культуры;

ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территории области;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории области;

ведение Красной книги Саратовской области;

осуществление экологической паспортизации;

обеспечение поддержки предпринимательской, инновационной и другой деятельности, направленной на охрану окружающей среды, в том числе экологического аудита, экологического страхования, экологической сертификации и стандартизации на территории области;

регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление
 в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов

Орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проводит на территории области единую государственную политику и реализует полномочия Правительства области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в пределах своей компетенции, установленной положением о нем, утверждаемым Правительством области, а также взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, оказывает им методическую, консультативную и иную помощь.

Статья 8. Управление в сфере охраны окружающей среды органами местного самоуправления

В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на соответствующих территориях вправе:

участвовать в подготовке и реализации целевых программ охраны окружающей среды;

осуществлять муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль);

осуществлять контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных объектов местного значения;

участвовать в ведении учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;

участвовать в организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

организовывать деятельность в области обращения с отходами на соответствующих территориях, обеспечивать утилизацию и переработку отходов производства и потребления;

определять порядок сбора отходов на территориях поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие бытовые отходы) и соответствующий экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

создавать благоприятные условия для развития экологического образования, воспитания, повышения экологической культуры населения муниципальных образований области;

организовывать в установленном порядке сбор, обработку, анализ и оценку экологической информации;

информировать население о состоянии окружающей среды на территории муниципального образования области;

содействовать развитию предпринимательства в области охраны окружающей среды;

принимать меры к материальному стимулированию за активную природоохранную деятельность;

осуществлять иные мероприятия в сфере охраны окружающей среды.

Глава III. Регулирование в сфере охраны окружающей среды

Статья 9. Государственный контроль
в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)

Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется государственными инспекторами Саратовской области по охране окружающей среды - должностными лицами специально уполномоченного Правительством области органа исполнительной власти области.

По решению Правительства области в структуре указанного органа могут создаваться территориальные отделы государственного экологического контроля для осуществления функций государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) в отдельных муниципальных образованиях области.

Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на территории области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц, являющихся государственными инспекторами Саратовской области по охране окружающей среды, утверждается Губернатором области.

Статья 10. Муниципальный контроль
в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль)

Органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 11. Экологическая паспортизация

Юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие на территории области хозяйственную и иные виды деятельности с использованием природных ресурсов и оказывающие воздействие на окружающую среду, обязаны иметь оформленные в установленном порядке экологические паспорта на каждый объект хозяйственной и иной деятельности.

Требования к структуре и содержанию экологического паспорта устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации.

Экологический паспорт разрабатывается юридическим лицом самостоятельно либо с использованием услуг специализированной организации, утверждается руководителем юридического лица и подлежит согласованию с органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, после чего считается вступившим в силу.

Экологический паспорт представляется в орган исполнительной власти области, уполномоченный на осуществление экологической паспортизации, в двух экземплярах и должен быть согласован им в течение одного месяца, после чего один экземпляр экологического паспорта возвращается юридическому лицу, другой остается на постоянном хранении в указанном органе исполнительной власти области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»