Действующий

Об утверждении программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (с изменениями на 1 февраля 2005 года)

1. Сценарий социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005 годы


Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу является формирование такой модели экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, способностью обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство, постоянную модернизацию производственных мощностей, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

На первом месте по значимости определена диверсификация экономики, то есть устранение нефтегазового перекоса в структуре национального экспорта, развитие перерабатывающих отраслей промышленности. Сырьевая зависимость экономики страны очень опасна. Снижение нефтяных цен на один доллар США за баррель уменьшает валовой внутренний продукт примерно на 65 млрд. рублей. Доля топливно-энергетического комплекса в промышленном производстве возросла с 20 процентов в 1990 году до 30 процентов - в 2002 году.

Рассматривается два направления экономической политики, стимулирующих ускоренную диверсификацию. При первом, так называемом «без проигрывающих», создаются стимулы для добровольного перетока финансов из экспортных сырьевых отраслей в обрабатывающие. Второе направление - «государственное перераспределение», включает механизмы принудительного перетока финансов. Предполагается установить максимальную фискальную нагрузку на добычу сырья, снижая ее по стадиям переработки. В результате прогнозируется превышение в промышленном производстве доли перерабатывающих отраслей над сырьевыми. Если в 2000 году их соотношение составляло 49,6 процента против 50,4, то в 2005 году оно составит 51,2 и 48,8 процента соответственно.

Другим важным приоритетом государственной политики Российской Федерации является развитие «новой экономики». Новая экономика - совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. Она включает в себя профессиональное образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и так называемые интеллектуальные услуги (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги). Это сектор наиболее быстрого, динамичного роста, он в значительной степени выступает «мотором» ускорения других секторов экономики. Отрасли новой экономики непосредственно влияют на эффективность «старых» отраслей, формируя их информационную, кадровую и инновационную инфраструктуру.

В среднесрочном периоде необходимо обеспечить формирование эффективных рынков в отраслях «новой экономики», а также переход от политики бюджетного содержания образовательных и научных организаций к инвестиционному типу их финансирования.

Разработка основных параметров экономики проводится по нескольким вариантам, основными из которых являются два:

первый вариант исходит из принципа реалистически-консерва-тивного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий;

второй вариант исходит из сценария возможности восстановления благоприятных внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы.

Дополнительные варианты могут учитывать возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических ресурсов.

Экономический прогноз динамики мировых цен на нефть учитывает наиболее вероятный интервал их изменений. По первому варианту предполагается сохранение умеренно низкой средней мировой цены на российскую нефть (Urals) - 18,5 доллара США за баррель (средняя контрактная цена - 17,1 доллара США за баррель). Второй вариант развития предполагает восстановление благоприятной динамики цен на нефть, в пределах 21-23 долларов США за баррель в среднем за период 2003-2005 годов.

Прогноз экспорта нефти исходит по обоим вариантам из предположения о сохранении или незначительном повышении спроса на нефть со стороны основных потребителей до 2005 года.

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства мировое предложение нефти в 2003 году возрастет на 2,4 процента. В дальнейшем среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет возрастать умеренными темпами - 2-3 процента в год, в Европе - 1,5-2,5 процента.

На возможности роста экономики существенное влияние окажет подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию. Важной составляющей внешних условий развития России на перспективу является решение вопроса формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие международных энерготранспортных систем.

Работа в области экспортной политики будет строиться по трем направлениям:

во-первых, существенно расширятся масштабы участия России в преференциальной торговле за счет более полной реализации соглашений о свободной торговле в регионе, государствах - членах Содружества Независимых Государств, а также заключения новых двусторонних и многосторонних соглашений, предусматривающих беспошлинный товарообмен. Будет начата практическая работа по формированию зоны свободной торговли Россия - страны Европейского Союза;

во-вторых, в целях обеспечения благоприятных условий доступа российских товаров на зарубежные рынки в предстоящий период будет активно использоваться весь арсенал торгово-политических инструментов, направленных на содействие экспорту;

в-третьих, для расширения и совершенствования товарной структуры экспорта будут в полной мере задействованы механизмы государственной финансовой поддержки (кредитование, гарантирование и страхование экспортных сделок), организационно-технического и информационно-консульта-ционного содействия. Повысится роль выставочно-ярмарочной деятельности как важной составляющей стимулирования экспорта готовых изделий, в первую очередь наукоемкой продукции.

К основным макроэкономическим условиям создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения относится снижение инфляции.

В период до 2005 года предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 10-12 процентов в текущем году до 6-8 процентов в 2005 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечиваться всем комплексом согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России.

Одним из факторов, способным повлиять на динамику цен и экономическое развитие, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий. С учетом макроэкономических ограничений в 2003-2005 годы цены на газ целесообразно повышать не более чем на 25 процентов ежегодно. Рост цен на газ в обозначенных параметрах приведет к увеличению затрат в энергетике на 5-6 процентов в 2003-2005 годах, так как стоимость потребляемого газа в настоящее время составляет около 20 процентов в затратах электроэнергетики. При этом с учетом инфляции и роста цен на газ ежегодное повышение тарифов в электроэнергетике должно быть в пределах 15-18 процентов.

В 2004 году будут сформированы конкурентные рынки электроэнергии, начнут функционировать генерирующие компании, будут регулироваться только тарифы на услуги по передаче электроэнергии. В 2004-2005 годах по мере проведения структурной реформы в энергетике и развития конкурентного рынка параметры повышения тарифов в этой отрасли могут быть ниже.

Период 2003-2005 годов с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы является относительно благоприятным для социально-экономического развития страны в сравнении с предыдущими и последующими годами. В условиях опережающего роста численности населения трудоспособного возраста по сравнению с потребностью экономики в рабочей силе в рассматриваемом периоде прогнозируется увеличение числа безработных. В 2003 году оно может составить 6,8 млн. человек, в 2004 году - 7 млн. человек, в 2005 году - 6,9 млн. человек.

Сценарные условия учитывают направления дальнейшего реформирования налоговой системы:

совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства (введение единого платежа на вмененный доход для определенных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения);

реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога;

совершенствование налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

снижение ставок по косвенным налогам и отмена с 2004 года налога с продаж;

дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога;