2.1. Инфляция
Основными направлениями государственной ценовой политики в 2003-2005 годах будет совершенствование государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, как на федеральном, так и региональном уровнях.
При определении параметров повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий основным индикатором являются макроэкономические ограничения, одним из которых является инфляция.
На прогнозируемый период предусмотрено постепенное снижение инфляции в 2003 году до 10-12 процентов, а в 2004-2005 годах уровень инфляции предполагается ежегодно снижать на 2 процентных пункта - до 8-10 процентов в 2004 году и 6-8 процентов - в 2005 году. Рост потребительских цен на товары и услуги за этот период может составить порядка 33,5 процента.
2.2. Тарифы (цены)
Ценовая политика, проводимая Правительством области, будет направлена на обеспечение достижения намеченных темпов экономического роста, в том числе и за счет создания условий для снижения уровня инфляции.
Установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям области, будет осуществляться один раз в год в рамках предельных уровней, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и до принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год.
При условии улучшения экономической ситуации в 2004-2005 годах рост тарифов в электроэнергетике может быть более высоким по отношению к инфляции, примерно на 5-8 процентов.
В связи с ликвидацией перекрестного субсидирования различных групп потребителей электрической и тепловой энергии и установлением экономически обоснованных цен и тарифов для них опережающими темпами будут расти тарифы для населения, бюджетных потребителей, сельхозтоваропроизводителей, оздоровительных учреждений и т.д.
В 2003 году предполагается увеличение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 12 процентов исходя из необходимости покрытия увеличения затрат на электроэнергию и сдерживания роста издержек МПС России. В 2004-2005 годах рост тарифов на грузовые перевозки может быть на 1-2 процентных пункта выше уровня инфляции и составит порядка 10 и 8 процентов соответственно.
Правительством области регулируются тарифы на перевозки пассажиров на всех видах транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщении с возмещением выпадающих доходов за счет бюджетных средств.
Рост тарифов на автомобильные перевозки пассажиров в пригородном и междугородном сообщении может составить в 2003 году к 2002 году - 125 процентов, в 2004 году к 2003 году - 110, в 2005 году к 2004 году - 110 процентов.
Проводимая реформа на федеральном железнодорожном транспорте предусматривает поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Поэтому рост тарифов на пассажирские перевозки ожидается более быстрым, чем на грузовые. Прогнозируемый рост тарифов может составить в 2003 году по отношению к 2002 году 130 процентов, в 2005 году к 2004 году - 125 процентов.
Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства регулируются как Правительством области, так и органами местного самоуправления. Основными задачами в области тарифной политики будут являться: ликвидация перекрестного субсидирования, доведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, соблюдение установленных стандартов оплаты услуг населением, а также создание взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов-предприятий топливно-энергетического комплекса. В связи с тем, что условия проведения реформы в основном соответствуют условиям в целом по России, темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги могут превысить уровень инфляции за прогнозируемый период от 1,5 до 2 раз.
2.3. Инвестиции
Инвестиционный потенциал области определен как сумма объективных предпосылок для инвестиций, среди которых - наличие природных ресурсов, рабочей силы, основных фондов, обеспеченность инфраструктурой, объем потребительского спроса населения и ряд других показателей.
Область характеризуется «средним потенциалом и умеренным риском», что является признаком достаточно высокого уровня инвестиционной привлекательности. Основываясь на оценке объема осуществленных вложений и «ранга» региона по инвестиционной привлекательности, можно сделать вывод о «недоинвестированности» экономики.
Для формирования благоприятного инвестиционного климата в среднесрочной перспективе планируется:
Государственная поддержка инвесторов для создания условий интенсивного развития высококонкурентных секторов экономики, обновления основных фондов и переориентации инвестиционной деятельности на развитие производственного потенциала на базе современных технологий.
Составление инвестиционной карты (карты делового потенциала) области.
Главная цель разработки инвестиционной карты области - показать широкому кругу отечественных и иностранных предпринимателей бизнес-ресурсы области.
Макет инвестиционной карты структурно обозначает основу аналитического и прогнозного описания бизнес-ресурсов и предназначен для разработки как в целом по области, так и по каждому городу и району.
Планируемый результат - получение ежегодно обновляемого банка данных о деловом потенциале области.
Создание банка данных свободных площадей.
Предусматривается сформировать банк данных об имеющихся на территории области свободных производственных площадях. Обобщенный перечень свободных производственных площадей на территории области послужит основой для разработки соответствующего каталога с последующим его распространением среди потенциальных инвесторов.
Планируемый результат - получение полной информации об имеющихся свободных производственных площадях на территории области.