Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 6.10.2004 г. № 27-1134


Об областной целевой программе  «Старшее поколение» на 2005-2007 годы

(с изменениями на 18 октября 2006 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 26.01.2005 N 32-1399,
постановлением Саратовской областной Думы от 21.10.2005 N 44-1790,
постановлением Саратовской областной Думы от 14.12.2005 N 47-1918,
постановлением Саратовской областной Думы от 19.04.2006 N 54-2129,
постановлением Саратовской областной Думы от 18.10.2006 N 59-2403.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу «Старшее поколение» на 2005-2007 годы (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать мероприятия с учетом областной целевой программы «Старшее поколение» на 2005-2007 годы.

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.А.Будылев

     Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 6.10.2004 г. № 27-1134

Областная целевая программа
«Старшее поколение»
на 2005-2007 годы
(с изменениями на 18 октября 2006 года)

Саратов, 2004

_______________________________________________________________

В  тексте Программы:

слова "министерство здравоохранения и социального развития области" в соответствующем падеже

заменены словами "министерство здравоохранения и социальной поддержки области" в соответствующем падеже;

слова "министерство информации и печати области" заменены

словами "министерство информации и общественных отношений области";

слова "министерство образования и науки области" заменены

словами "министерство образования области"  -

постановление Саратовской областной Думы от 21.10.2005 N 44-1790, см. предыдущую редакцию.
_______________________________________________________________

Паспорт
областной целевой программы «Старшее поколение»
на 2005-2007 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа «Старшее поколение» на 2005-2007 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства области от 31 марта 2004 года № 87-Пр «О подготовке областной целевой программы «Старшее поколение» на 2005-2007 годы»

Государственный заказчик Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Основные разработчики Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство информации и общественных отношений области

Цель и задачи Программы

- цель Программы - повышение качества и доступности услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста учреждениями социальной сферы области.

Основные задачи Программы:

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;

обеспечение равного доступа граждан пожилого возраста к медицинской и специальной гериатрической помощи с учетом состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного положения;

оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за пожилыми гражданами;

оптимизация сети и развитие материально- технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания пожилых граждан;

обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста

Сроки реализации Программы

- 2005-2007 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство информации и общественных отношений области, управление делами Правительства области, государственное учреждение «Главное управление капитального строительства Саратовской области», Саратовская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), Саратовский государственный технический университет (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы - 47290,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2005 году - 17657,5 тыс. рублей;
в 2006 году - 16497,5 тыс. рублей;
в 2007 году - 13135,0 тыс. рублей.

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 18.10.2006 N 59-2403, см. предыдущую редакцию).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- создание благоприятных условий для полноценного участия пожилых граждан в жизни общества путем увеличения объемов услуг по их медицинской, психологической и социокультурной реабилитации;

обеспечение равного доступа к получению социальных услуг на дому гражданами пожилого возраста, проживающими в городской и сельской местности;

повышение уровня комфортности проживания  и качества услуг, предоставляемых пожилым гражданам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области


Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Одной из особенностей современной демографической ситуации в Саратовской области является увеличение доли лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2004 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 592965 человек, или 22,1 процента от общей численности постоянного населения области. Динамика постарения населения отчетливее выражена в сельской местности: в 2002 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23 процента, среди жителей городов - 21,9 процента.

На территории области проживают более 22,5 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны, около 70 тыс. одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном и предпенсионном возрасте по-прежнему характеризуют значительную часть пожилых людей. Сохраняется проблема более короткой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в 2 раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.

В целях усиления социальной защищенности пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества на территории области реализуется областная целевая программа «Старшее поколение» на 2002-2004 годы. За 2002-2003 годы общий объем финансирования указанной Программы из средств областного бюджета составил 7,5 млн. рублей.

Реализация указанной Программы позволяет ежегодно привлекать в область дополнительные финансовые средства из федерального бюджета (на 2004 год в рамках федеральной целевой программы «Старшее поколение» предусмотрено финансирование в объеме свыше 170 млн. рублей).

В рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы на капитальное строительство и реконструкцию 8 объектов социальной защиты населения в 2004 году выделены лимиты федерального бюджета в объеме 16,5 млн. рублей, в 2005 году на эти цели планируется привлечь более 11 млн. рублей.

В 2002-2003 годах введены в эксплуатацию Белогорновский дом-интернат на 50 мест, корпус Центра ветеранов войны и труда на базе санатория «Черемшаны-1» в Хвалынском районе, завершена реконструкция второй очереди Подлесновского дома-интерната на 80 мест. Завершается строительство жилого комплекса для ветеранов в Озинском районе, социально-реабилитационного отделения Центра социального обслуживания населения в Хвалынском районе и корпуса специального дома-интерната в г.Новоузенске.

В 2003 году в 47 центрах социального обслуживания населения необходимые виды помощи получили более 400 тыс. нуждающихся жителей области. Свыше 47 тыс. больных, престарелых, одиноких граждан получали весь комплекс необходимых услуг на дому.

В стационарных учреждениях области открыто 13 отделений милосердия на 475 мест, 3 геронтологических отделения на 114 койко-мест.

В 2003 году данными учреждениями обслуживалось 4125 пожилых граждан и инвалидов.

Повысился уровень оснащенности учреждений социального обслуживания населения автотранспортом, новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста.

С целью обеспечения доступности социальных услуг для пожилых граждан, проживающих в сельской местности, при центрах социального обслуживания населения организованы выездные ремонтно-строительные бригады, открыты парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, организованы службы «социальное такси».

В учреждениях социального обслуживания реализуются более 30 инновационных социальных проектов, в том числе пилотный проект ТАСИС* «Укрепление демократии через развитие неправительственных организаций социальной сферы» (Лысогорский район), проект «Внедрение мониторинга результативности в сфере надомного обслуживания», реализуемый Балашовским центром социального обслуживания населения совместно с Фондом «Институт экономики города» (г.Москва).

_____

* ТАСИС - сокращенное латинское название комплекса программ технологического содействия Евросоюза странам СНГ     

Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных действующей Программой, показывает, что ряд проблем, несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным.

Из-за недостаточности финансирования мероприятий действующей Программы из бюджетов всех уровней в ряде городов и районов области не удалось открыть социально-реабилитационные отделения для пожилых людей и инвалидов (с временным и постоянным проживанием), провести реконструкцию и ремонт зданий центров социального обслуживания.

В центрах социального обслуживания населения не созданы в необходимом количестве организационно-методические отделения, которые должны решать задачи по обеспечению своевременного перевода учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат, и реализации мер, направленных на развитие рынка социальных услуг.

Центры социального обслуживания населения Аткарского, Перелюбского районов, обеспечивающие предоставление необходимых услуг гражданам пожилого возраста, не имеют отдельных помещений. Остается низкой обеспеченность ряда учреждений автотранспортом.     

В результате уровень обеспеченности пожилых граждан отдельными социальными услугами значительно различается по муниципальным образованиям и населенным пунктам области. Сохраняется очередность на надомное социальное обслуживание (на 1 января 2004 года - 2062 человека, в том числе на социально-медицинское обслуживание - 708 человек).

В целях обеспечения качества надомного обслуживания пожилых граждан, а также ликвидации очередности на социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание (в первую очередь в сельских районах), необходимо: открытие дополнительных отделений социально-медицинского обслуживания; создание геронтологических отделений, служб психологической помощи пожилым людям при центрах социального обслуживания населения, служб сиделок.

Существует острая необходимость в улучшении условий проживания в 6 домах-интернатах общего типа и 6 домах-интернатах психоневрологического профиля.

Сохранение тенденции увеличения числа граждан, утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянной посторонней помощи и лечении, требует открытия отделений милосердия на базе домов-интернатов.

С целью создания условий для продления активного долголетия пожилых граждан на базе домов-интернатов необходимо открыть геронтологические отделения с повышенным уровнем медицинской, бытовой и досуговой комфортности.

Для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы учреждений социального обслуживания и укрепления материальной базы вновь создаваемых отделений необходимо приобретение медицинского и технологического оборудования, что позволит облегчить уход за ослабленными больными, повысить социальную активность лиц пожилого возраста.

Требуют серьезной экономической, социальной, психологической поддержки семьи, обеспечивающие постоянный уход за престарелыми членами семей. Существует острая потребность в обеспечении этих семей техническими средствами, облегчающими уход за пожилыми людьми.

Необходимо дальнейшее развитие волонтерского и добровольческого движения молодежи в поддержку пожилых граждан.

Повышение качества, расширение перечня оказываемых пожилым гражданам услуг и внедрение новых форм организации социального обслуживания сдерживаются недостатком квалифицированных кадров.

Решение указанных задач необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов исполнительной власти области, местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в рамках областной целевой программы.

Основные цель и задачи Программы

Основной целью Программы является повышение качества и доступности услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста учреждениями социальной сферы области.

В рамках Программы предусматривается решение следующих основных задач:

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;

обеспечение равного доступа лиц пожилого возраста к медицинской и специальной гериатрической помощи с учетом состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного положения;

оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за пожилыми гражданами;

оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям;

разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания пожилых граждан;

обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников и специалистов других профессий, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста;

укрепление взаимодействия с общественными объединениями, благотворительными организациями, семьями и добровольцами в деятельности по предоставлению пожилым гражданам и инвалидам социальных услуг.


Сроки реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2005-2007 годы.

Ресурсное обеспечение Программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы
от 18.10.2006 N 59-2403, см. предыдущую редакцию).

Общий объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы составит 47290,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2005 году - 17657,5 тыс. рублей;

в 2006 году - 16497,5 тыс. рублей;

в 2007 году - 13135,0 тыс. рублей.

Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»