Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области» на 2005-2007 годы (с изменениями на 19 апреля 2006 года) (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Служба экстренной медицинской помощи является важнейшей частью системы здравоохранения области. Вопрос организации оказания экстренной медицинской помощи является острым и актуальным. В среднем ежегодно треть населения области обращается в службу экстренной медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь жителям области оказывается 5 станциями скорой медицинской помощи, 40 отделениями скорой медицинской помощи на базе центральных районных и участковых больниц. При нормативной потребности 265 бригад мощность службы «03» области составляет 182 бригады (68 процентов).

       Укомплектованность кадрами службы скорой медицинской помощи области составляет: врачами - 56,2 процента; средним медицинским персоналом - 80 процентов. Квалификационные категории имеют: врачи - 37,6 процента, средний медицинский персонал - 60 процентов.

        Состояние материально-технической базы службы скорой медицинской помощи не соответствует предъявляемым требованиям. Помещения требуют капитального и текущего ремонта. На станциях скорой медицинской помощи помещения для дезинфекции и стерилизации не соответствуют санитарным нормам.

          Нормативная потребность в санитарном транспорте службы «03» области составляет 426 автомобилей. Обеспеченность санитарным транспортом в 2003 году составила 243 автомобиля (57 процентов). Наиболее серьезная ситуация сложилась в Краснокутском районе (12,5 процента от потребности), Калининском (14,2 процента), Аткарском и Красноармейском (22 процента), Ртищевском (30 процентов), Дергачевском и Советском (33 процента), Балашовском (36,8 процента), Марксовском (37,5 процента), Ершовском (40 процентов) и Энгельсском (53,8 процента) районах.

За отделением экстренной и плановой консультативной помощи областной клинической больницы закреплено всего 9 санитарных автомобилей, при нормативной потребности 18 единиц наземных транспортных средств и 2 санитарных вертолета. Износ автотранспорта отделения экстренной и плановой консультативной помощи в среднем составляет 65-70 процентов.

Ремонтная база автомобильного хозяйства службы скорой медицинской помощи и отделений экстренной и плановой консультативной помощи слабая, требует серьезной модернизации и оснащения, замены технически устаревших и изношенных станков, приобретения запчастей для автомашин. Процент износа автотранспорта сохраняется высоким: в целом по области - до 70 процентов, по скорой медицинской помощи г.Саратова - 54 процента.

Дополнительное приобретение и обновление имеющегося изношенного автотранспорта идет медленными темпами. В 2003 году было закуплено 44 санитарных автомобиля.

Крайне недостаточно средств связи, 30 процентов радиостанций подлежат списанию. В районах области 6,3 процента машин скорой медицинской помощи не имеют средств связи (Александрово-Гайский, Балтайский, Воскресенский, Духовницкий, Екатериновский, Краснокутский, Питерский, Ровенский, Саратовский районы).

Все автомобили отделений экстренной и плановой консультативной помощи оснащены мобильными радиостанциями «Лен» выпуска 70-80 годов. Радиосвязь функционирует неудовлетворительно, так как аппаратура устарела и требует замены.

Медицинское оборудование и аппаратура службы «03» имеют 70 процентов износа.

Возросло значение скорой медицинской помощи и участилось использование ее бригад при различных техногенных авариях и катастрофах со значительными медико-санитарными потерями, когда скорая медицинская помощь становится структурной единицей сил и средств, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными проблемами современного состояния экстренной медицинской помощи следует считать:

низкий уровень развития материально-технической базы скорой медицинской помощи и отделений экстренной и плановой консультативной помощи;

отсутствие единой системы мониторинга оказания экстренной медицинской помощи населению области;

высокая доля несвойственной нагрузки на догоспитальном этапе;

отсутствие единых протоколов и стандартов оказания экстренной медицинской помощи;

недостаточное взаимодействие догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной медицинской помощи;

недостаточная готовность сил и средств скорой медицинской помощи и отделений экстренной и плановой консультативной помощи к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

Целями Программы являются:

повышение качества и эффективности оказания экстренной медицинской помощи;

выравнивание условий оказания экстренной медицинской помощи и обеспечение равной доступности для населения области применения современных медицинских технологий;

координация связей технологически и организационно сопряженных отраслей и сфер деятельности при оказании экстренной медицинской помощи, повышение эффективности организационных и иных мероприятий.     

     Основными задачами Программы являются:

совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи населению области, позволяющей снизить летальность и инвалидность от несчастных случаев, травм и острых заболеваний;

улучшение материально-технической базы службы скорой медицинской помощи и отделений экстренной и плановой консультативной помощи областной клинической и областной детской клинической больниц;

внедрение системы мониторинга оказания экстренной медицинской помощи населению области;

разработка и внедрение территориальных стандартов современных технологий для оказания экстренной медицинской помощи;