Саратовская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которого проживают более 100 наций и народностей.
Современная национальная структура области является результатом многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этносов и культур. Исторически между различными национальными общностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.
Многонациональность населения никогда не была причиной напряженности в межэтнических отношениях. На протяжении многих лет в области не наблюдалось межнациональных конфликтов. Национальные отношения в регионе представляют собой один из наиболее важных типов социально-этнических отношений.
Наряду с экономической и политической реформами идет поиск новых основ и форм национальных и межнациональных отношений. Наиболее существенным становится дифференцированный подход к осуществлению национальной политики с учетом особенностей региона. Настоящая Программа призвана стать конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.
Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в области, соотнесение этой ситуации с ранее принятой программой социального национально-культурного развития народов Саратовской области на 1998-2001 годы и ее реализацией позволяют подтвердить вывод: основные теоретические и практические подходы к национально-культурному развитию народов в области верны. Это подтверждается бесконфликтным протеканием процессов межнационального взаимодействия различных национальных групп области. Вместе с тем в сфере национальных отношений на территории региона существуют некоторые элементы скрытой напряженности, в частности, у населения снижается толерантность.
Постоянный этнополитический мониторинг на уровне не только Саратовской области, но и Приволжского федерального округа позволяет сделать вывод, что причины этого кроются в продолжающемся кризисе в экономике и социокультурной сфере, в слабой социальной защищенности населения. Кризис в полиэтническом обществе делает особенно актуальными взвешенность, четко определенную последовательность в реализации конкретных мер через предлагаемую Программу.
Являясь логическим продолжением предыдущей программы и сохраняя с ней глубокую преемственность, настоящая Программа включает определенные изменения и дополнения.
Во-первых: если раньше акцент делался преимущественно на сохранение и развитие культур народов области, то в данной Программе усилено внимание к другим компонентам общественной жизни, в том числе гармонизации национальных и межнациональных отношений, к роли общественных объединений как основных институтов самоорганизации этнических групп региона в процессе формирования гражданского общества в области.
Во-вторых: заметно повысилась роль органов местного самоуправления в решении повседневных вопросов, касающихся межнациональных отношений, по своевременному предупреждению в них конфликтных ситуаций. Опыт показал, что социально-этническому компоненту в процессе реформирования местного самоуправления до последнего времени уделялось мало внимания.
В-третьих: возросшая за последнее время угроза проявления национального экстремизма диктует необходимость разработки стратегии противодействия этому явлению на региональном уровне. Этим объясняется включение в Программу системы мер, направленных на профилактику и нейтрализацию национального экстремизма.
В-четвертых: Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов национальных групп, проживающих в области, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных культур, языков, средств массовой информации.
Эффективное управление процессами национального саморазвития и оптимизации межнациональных отношений невозможно без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления, с национальными общественными формированиями, учеными вузов региона и России. Данное положение отражено в мероприятиях Программы.
В возрождении национальных культур, традиций и обычаев, удовлетворении духовных запросов этнических групп особое место занимают религии и вероисповедания наций и народностей. По данным социологов половина жителей области являются последователями различных религий. Последние годы характеризуются ростом не только национальных, но и религиозных объединений.
В Саратовской области, как и в России в целом, происходят важные сдвиги в государственно-конфессиональных отношениях. На смену формальному равноправию религий и абсолютизации принципа отделения религиозных организаций от государства приходит осознание значимости развития полномасштабных и разносторонних связей государства с ведущими религиями при сохранении светского характера государства.
В Программе определены основные направления взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти области местного самоуправления и конфессий на основе духовно-нравственного воспитания населения, формирования ценностных установок, взглядов и типов поведения, способствующих межкультурному общению и межконфессиональному согласию в регионе.
Процесс формирования гражданского общества в области в предстоящие годы должен продолжаться на основе социокультурного развития народов. Разработка перечисленных этноконфессиональных аспектов должна стать основой для изучения современных изменений национальной политики и государственно-конфессиональных отношений, моделирования экономических и правовых механизмов оптимизации национальных и межнациональных отношений в регионе. В этой связи Программой определены следующие приоритетные направления деятельности.
В политической сфере:
гармонизация национальных и межнациональных отношений на основе объединения усилий органов государственной власти области, местного самоуправления и национальных сообществ;
совершенствование механизмов регулирования взаимоотношений между нациями и национальными группами, отраженных в соответствующих политических документах и нормативных правовых актах области, с учетом ближайшей и более отдаленной перспективы;
предотвращение национального и религиозного экстремизма;
анализ возможностей и средств формирования национальных установок в массовом сознании людей, мониторинг их изменения, в том числе и под воздействием средств массовой информации;
разработка на уровне органов местного самоуправления системы раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов.
В духовно-культурной сфере:
формирование чувства патриотизма на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую общность россиян;
культурное развитие народов области на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории области;
развитие системы национального образования, формирование в подрастающем поколении национального самосознания;
повышение культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами;