САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 23.04.2003 г. № 10-381


Об областной целевой программе национально-культурного развития народов Саратовской области (2003-2006 годы)

(с изменениями на 23 ноября 2005 года)


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1842.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу национально-культурного развития народов Саратовской области (2003-2006 годы) (прилагается).

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев


Приложение
 к постановлению
Саратовской областной Думы
от 23.04.2003 г. № 10-381


Областная целевая программа
национально-культурного развития народов Саратовской области
(2003-2006 годы)

(с изменениями на 23 ноября 2005 года)

Саратов, 2003


Паспорт
областной целевой программы национально-культурного развития народов Саратовской области (2003-2006 годы)

Наименование Программы

- областная целевая программа национально-культурного развития народов Саратовской области (2003-2006 годы) (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

- Правительство области

Основные разработчики Программы

- Совет по общественным отношениям при Губернаторе области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство труда и социального развития области, министерство информации и печати области, министерство экономического развития и торговли области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, научно-методический Совет по национальной политике при Губернаторе области

Цель Программы

- объединение усилий органов государственной власти области и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений

Основные задачи Программы

- совершенствование механизмов реализации основных направлений региональной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в регионе;

профилактика национального экстремизма;

развитие информационной базы по теории и практике межнациональных отношений;

активизация информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления, национальных объединений по главным направлениям государственной национальной политики;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий для удовлетворения культурных интересов и потребностей народов области;

формирование и распространение идей духовного единства, воспитание чувства российского патриотизма;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов области;

расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории области;

формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур;

развитие системы образования народов области, создание условий для функционирования национальных учреждений разных типов как социальных институтов сохранения и развития этнических культур, воспитания уважения к истории, культуре народов России, мировым культурным ценностям;

обеспечение подготовки кадров для сферы национального образования, культуры, средств массовой информации, национальных видов спорта;

поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий как институтов самоорганизации этносов;

поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов, проживающих в области;

создание новых общественных национальных объединений и филиалов уже существующих национальных объединений, улучшение условий их работы

Сроки и этапы реализации Программы

2003-2006 годы:

первый этап (2003 год) - введение правового, финансового и организационного механизмов реализации Программы;

второй этап (2004-2005 годы) - совершенствование нормативной и методологической базы реализации Программы;

третий этап (2006 год) - закрепление позитивных результатов реализации Программы

Исполнители основных мероприятий

- Совет по общественным отношениям при Губернаторе области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство экономического развития и торговли области, министерство информации и печати области, министерство труда и социального развития области, министерство промышленности, науки и технологий области, комитет по управлению имуществом области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, администрации муниципальных образований области (по согласованию), дочернее предприятие Всероссийской государственной телевизионной радиовещательной компании ФГУП «ГТРК «Саратов» (по согласованию), министерство по физической культуре, спорту и туризму области, министерство информации и общественных отношений области, министерство промышленности и энергетики области

(строка с учетом дополнений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1842, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования Программы

- затраты на реализацию Программы из областного бюджета на 2003-2006 годы составят 13000,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- обеспечение национального согласия, гармонизация национальных и межнациональных отношений в регионе;

рост числа национально-культурных центров и национальных обществ на территории области;

дальнейшее формирование и реализация направлений региональной национальной политики на основе комплексного, межотраслевого подхода;

преодоление отчуждения народов региона от своей культуры, традиций, языка; сохранение и развитие этнической самобытности многонационального населения области

Контроль за исполнением Программы

- общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство области


I. Обоснование необходимости разработки Программы


Саратовская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которого проживают более 100 наций и народностей.

Современная национальная структура области является результатом многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этносов и культур. Исторически между различными национальными общностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.

Многонациональность населения никогда не была причиной напряженности в межэтнических отношениях. На протяжении многих лет  в области не наблюдалось межнациональных конфликтов. Национальные отношения в регионе представляют собой один из наиболее важных типов социально-этнических отношений.

Наряду с экономической и политической реформами идет поиск новых основ и форм национальных и межнациональных отношений. Наиболее существенным становится дифференцированный подход к осуществлению национальной политики с учетом особенностей региона. Настоящая Программа призвана стать конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.

Всесторонний анализ современной экономической, политической  и социокультурной ситуации в области, соотнесение этой ситуации с ранее принятой программой социального национально-культурного развития народов Саратовской области на 1998-2001 годы и ее реализацией позволяют подтвердить вывод: основные теоретические и практические подходы к национально-культурному развитию народов в области верны. Это подтверждается бесконфликтным протеканием процессов межнационального взаимодействия различных национальных групп области. Вместе с тем в сфере национальных отношений на территории региона существуют некоторые элементы скрытой напряженности, в частности, у населения снижается толерантность.

Постоянный этнополитический мониторинг на уровне не только Саратовской области, но и Приволжского федерального округа позволяет сделать вывод, что причины этого кроются в продолжающемся кризисе  в экономике и социокультурной сфере, в слабой социальной защищенности населения. Кризис в полиэтническом обществе делает особенно актуальными взвешенность, четко определенную последовательность в реализации конкретных мер через предлагаемую Программу.

Являясь логическим продолжением предыдущей программы и сохраняя с ней глубокую преемственность, настоящая Программа включает определенные изменения и дополнения.

Во-первых: если раньше акцент делался преимущественно на сохранение и развитие культур народов области, то в данной Программе усилено внимание к другим компонентам общественной жизни, в том числе гармонизации национальных и межнациональных отношений, к роли общественных объединений как основных институтов самоорганизации этнических групп региона в процессе формирования гражданского общества в области.

Во-вторых: заметно повысилась роль органов местного самоуправления в решении повседневных вопросов, касающихся межнациональных отношений, по своевременному предупреждению в них конфликтных ситуаций. Опыт показал, что социально-этническому компоненту в процессе реформирования местного самоуправления до последнего времени уделялось мало внимания.

В-третьих: возросшая за последнее время угроза проявления национального экстремизма диктует необходимость разработки стратегии противодействия этому явлению на региональном уровне. Этим объясняется включение в Программу системы мер, направленных на профилактику и нейтрализацию национального экстремизма.

В-четвертых: Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов национальных групп, проживающих в области, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных культур, языков, средств массовой информации.

Эффективное управление процессами национального саморазвития и оптимизации межнациональных отношений невозможно без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления, с национальными общественными формированиями, учеными вузов региона и России. Данное положение отражено в мероприятиях Программы.

В возрождении национальных культур, традиций и обычаев, удовлетворении духовных запросов этнических групп особое место занимают религии и вероисповедания наций и народностей. По данным социологов половина жителей области являются последователями различных религий. Последние годы характеризуются ростом не только национальных, но и религиозных объединений.

В Саратовской области, как и в России в целом, происходят важные сдвиги в государственно-конфессиональных отношениях. На смену формальному равноправию религий и абсолютизации принципа отделения религиозных организаций от государства приходит осознание значимости развития полномасштабных и разносторонних связей государства с ведущими религиями при сохранении светского характера государства.

В Программе определены основные направления взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти области местного самоуправления и конфессий на основе духовно-нравственного воспитания населения, формирования ценностных установок, взглядов и типов поведения, способствующих межкультурному общению и межконфессиональному согласию в регионе.

Процесс формирования гражданского общества в области в предстоящие годы должен продолжаться на основе социокультурного развития народов. Разработка перечисленных этноконфессиональных аспектов должна стать основой для изучения современных изменений национальной политики и государственно-конфессиональных отношений, моделирования экономических и правовых механизмов оптимизации национальных и межнациональных отношений в регионе. В этой связи Программой определены следующие приоритетные направления деятельности.

В политической сфере:

гармонизация национальных и межнациональных отношений на основе объединения усилий органов государственной власти области, местного самоуправления и национальных сообществ;

совершенствование механизмов регулирования взаимоотношений между нациями и национальными группами, отраженных в соответствующих политических документах и нормативных правовых актах области, с учетом ближайшей и более отдаленной перспективы;

предотвращение национального и религиозного экстремизма;

анализ возможностей и средств формирования национальных установок в массовом сознании людей, мониторинг их изменения, в том числе и под воздействием средств массовой информации;

разработка на уровне органов местного самоуправления системы раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов.

В духовно-культурной сфере:

формирование чувства патриотизма на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую общность россиян;

культурное развитие народов области на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;

расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории области;

развитие системы национального образования, формирование в подрастающем поколении национального самосознания;

повышение культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами;

создание необходимых условий для всестороннего развития родных языков народов, проживающих в области, свободы выбора и использования языка общения;

просвещение граждан в сфере культурного многообразия;

выработка новых принципов осмысления историко-культурного наследия региона как многонационального с учетом особенностей культурного синтеза, взаимовлияния различных национальных менталитетов;

свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни;

исследование историко-культурного потенциала в сфере религиозных верований, преобладающих в области;

поддержка различных средств массовой информации, радио-, телекомпаний, осуществляющих вещание на языках народов области;

издание специализированных газет;

содействие в издании художественной, публицистической, научной, учебной и другой литературы на языках народов области;

проведение научных исследований, семинаров, научно-практи-ческих конференций с выработкой конкретных рекомендаций по вопросам национальных отношений.

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы является объединение усилий органов государственной власти области и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений.

Основные задачи Программы:

совершенствование механизмов реализации основных направлений региональной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в регионе;

противодействие национальному экстремизму;

развитие информационной базы по теории и практике межнациональных отношений;

активизация информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления, национальных объединений по главным направлениям государственной национальной политики;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий для удовлетворения культурных интересов и потребностей многонационального населения области;

формирование и распространение идей духовного единства, воспитание чувства российского патриотизма;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов, проживающих в области;

расширение сети национальных обществ, национально-культур-ных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории области;

формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур;

развитие системы образования народов области, создание условий для функционирования национальных учреждений разных типов как социальных институтов сохранения и развития этнических культур, воспитания уважения к истории, культуре народов России, мировым культурным ценностям;

обеспечение подготовки кадров для сферы национального образования, культуры, средств массовой информации, национальных видов спорта;

обеспечение деятельности национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий как институтов самоорганизации этносов;

поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов, проживающих в области;

создание новых общественных национальных объединений и филиалов уже существующих национальных объединений, улучшение условий их работы.

III. Система программных мероприятий


Программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач, в рамках четырех подпрограмм.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»