Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений Саратовская область стала пограничной и местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север-юг, запад-восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия Саратовской области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы» (далее - Программы).
В настоящее время область не имеет градостроительной документации учитывающей изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых появление новых форм собственности, появление многоукладного землепользования, обретение свойств товара, возникновение рыночной стоимости на городские земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы, города, поселки, сельские округи и поселения. После 1991 года работа над генеральными планами городских и сельских поселений практически не велась.
Отсутствие в Саратовской области градостроительной документации по районам, городским (города и поселки) и сельским (села, деревни) поселениям, сельским округам приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие градостроительной документации дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан.
Главными причинами, препятствующими обновлению градостроительной документации, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования ее разработки.
Основными проблемами, рассматриваемыми градостроительной документацией, являются:
направление развития и совершенствования систем расселения: федеральной, региональной, местных и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию инвестиционных зон различного функционального назначения.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий муниципальных образований Саратовской области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в Саратовской области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития Саратовской области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех градостроительных документов обязательно присутствует раздел социально-экономического развития.
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению стратегического планирования развития Саратовской области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и градостроительного планирования развития территории;
созданию стратегических градостроительных документов, градостроительных регламентов развития территорий.
Осуществление этих действий требует согласованной деятельности органов государственной власти Саратовской области в сфере стратегического планирования, градостроительного развития, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы».