Действующий

Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Саратовской области


1. Введение


Концепция управления государственным имуществом Саратовской области (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Саратовской области как субъекта Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием имущества Саратовской области, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями (далее - государственные предприятия) на праве хозяйственного ведения, областными государственными учреждениями (далее - учреждения) на праве оперативного управления, казны Саратовской области, а также имущественных прав Саратовской области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях, за исключением государственного имущества области, вовлекаемого в соответствии с действующим законодательством в бюджетный процесс.

Не являются предметом рассмотрения Концепции недра, леса, иные объекты окружающей среды, объекты интеллектуальной собственности.

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного управления, регулирования и контроля в государственном секторе экономики.

Учитывая небольшую долю государственных предприятий в общем объеме коммерческих организаций на территории области, не следует понимать усиление роли государственного влияния в регулировании экономики области как политику наращивания массы объектов государственной собственности.

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

управляющие - это руководители предприятий, учреждений, представители государства в органах управления иных коммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом;

система управления государственным имуществом - создание условий и обязательный порядок определения способа достижения цели, то есть детальные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядок выбора управляющих, их мотивации, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, их отчетность, принятие управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о состоянии дел управляющих и объектов управления;

объекты управления; областные предприятия и учреждения; пакеты акций (доли, паи), находящихся в государственной собственности области, в уставных капиталах хозяйственных обществ и государственной недвижимости; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся в собственности Саратовской области (далее - областная недвижимость).     

1.1. Цели и задачи управления государственным имуществом

Государственная политика области, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:

увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности для обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;

осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, а также тех видов работ и услуг, которые не могут осуществлять по тем или иным причинам негосударственные организации;

вовлечение в оборот максимального количества объектов государственной собственности;

использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности, прекращение выполнения несвойственных им функций.

Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики органам исполнительной власти области необходимо решать следующие задачи:

полная инвентаризация объектов государственной собственности области, построение системы учета этих объектов, разграничение  и оформление прав на них;

классификация объектов государственной собственности области по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход  к пообъектному управлению;

обеспечение прав области как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

получение дополнительных доходов в бюджет путем более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех органов исполнительной власти области.


1.2. Выбор способа достижения цели


Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть осознана и зафиксирована цель, которая преследуется  и достижению которой служит объект.

В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, область в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должна определять способы достижения цели,  то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.