Действующий

Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Саратовской области

4. Управление областной недвижимостью


4.1. Оценка состояния


На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция повышения доходности от сдачи в аренду объектов недвижимости.

Вместе с тем в существующей системе управления объектами нежилого фонда имеется ряд нерешенных проблем:

слабо реализуются многовариантный и индивидуальный подходы к использованию недвижимости;

распоряжение высвобождаемым военным имуществом является исключительной компетенцией федеральных органов, что не дает возможности на местах принимать оперативные решения и, как правило, приводит к невозможности его сохранности;

большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечены в хозяйственный оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность;

не определены порядок использования и источники финансирования расходов по содержанию объектов недвижимости, не имеющих спроса, и объектов, которые не могут быть реализованы в силу их низкой ликвидности (например, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения);

содержание на балансе государственных организаций объектов жилищного фонда вызывает дополнительные расходы областного бюджета.

С начала 2002 года важным направлением деятельности Комитета стало управление земельными ресурсами.

В соответствии с действующим земельным законодательством управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. Появляется двойственность и неопределенность в управлении имущественными комплексами: зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в государственной собственности области, распоряжаются органы исполнительной власти области, тогда как земельными участками, предоставленными предприятиям, - органы местного самоуправления.

Формами платы за пользование землей являются земельный налог и арендная плата. Ставки земельного налога определяются Законом Российской Федерации «О плате за землю». Ставки арендной платы определяются на территории каждого муниципального образования органами местного самоуправления в произвольном порядке. Таким образом, область не может влиять на установление платы за землю, предоставленную областным предприятиям.

Арендная плата за земли распределяется по бюджетам всех уровней в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Процент отчислений в каждый из бюджетов устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете. Таким образом, невозможно предсказать сумму поступлений в областной бюджет от использования арендованных земель.

В связи с отсутствием координации различных ведомств в области использования земель невозможно реализовывать органам исполнительной власти области многие функции по управлению и распоряжению земельными участками, в чьем ведении они находятся. В частности, это приводит к образованию задолженности по арендной плате за землю и, соответственно, недополучению средств областным бюджетом.     

4.2. Цели и задачи управления

          

Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

максимально возможное повышение доходности объектов государственной недвижимости;

наиболее эффективное использование объектов недвижимости, содержание их в надлежащем техническом состоянии;

стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, упрощение доступа предпринимателей к объектам недвижимости;

вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

установление принципа единого объекта недвижимости (земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения);

учет данных о земельном участке и объектах недвижимости, расположенных на этом земельном участке (кадастровые данные, данные технического учета, сведения о зарегистрированных правах, а также данные других государственных реестров и кадастров, например, градостроительного).

Для достижения указанных целей необходимо:

провести разграничение государственной собственности на землю;

создать единую информационную систему с налаженной инфра-структурой обмена информацией и единой спецификацией данных;

четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

систематически осуществлять проверку эффективности использования объектов недвижимости государственными предприятиями и учреждениями, изымать неэффективно используемое либо излишнее имущество;

осуществлять систематическую корректировку размера арендной платы за пользование объектами недвижимости с учетом инфляционных процессов и сложившегося рыночного уровня арендной платы;