Действующий

Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Саратовской области

5. Приватизация государственного имущества


5.1. Оценка состояния

Несмотря на то что на территории области большая часть государственного имущества в результате массовой приватизации была разгосударствлена, цели, ради которых это делалось, не были достигнуты, и вопрос о приватизации государственной собственности остается на повестке дня. Это вызывается необходимостью сокращения расходов областного бюджета на функционирование предприятий и народно-хозяйственного комплекса области в целом, вовлечения в гражданский оборот максимального числа объектов государственной собственности, привлечения инвестиций в экономику за счет инвесторов, готовых взять на себя обязательства по реализации на долгосрочной основе инвестиционных и социальных программ, расширению производства, созданию новых рабочих мест.

Решение о целесообразности проведения приватизации вырабатывается Комитетом совместно с соответствующими отраслевыми органами исполнительной власти области в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством области.

Концепция включает в себя систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации областной собственности, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.      

5.2. Цели, задачи и принципы приватизации

Целью политики области при приватизации областного имущества в соответствии с настоящей Концепцией является проведение процесса приватизации, результатом которого должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народнохозяйственного комплекса области в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;

оптимизация структуры государственной собственности области, включая структуру участия области в хозяйственных товариществах и обществах;

уменьшение расходов областного бюджета на управление государственным имуществом области;

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики области, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых брать на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно выполнять их;

создание слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение рынка собственной продукцией и расширение производства, создание новых рабочих мест;

обеспечение контроля за выполнением взятых на себя обязательств лицами, ставшими собственниками приватизируемого имущества;

усиление социальной направленности приватизации государственного имущества области.

Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах проведения приватизации:

решение о целесообразности проведения приватизации вырабатывается Комитетом с позиций народно-хозяйственной эффективности совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами области. Окончательное решение о приватизации по каждому предприятию должно приниматься Комитетом при одобрении областной Думы. В необходимых случаях Правительство области должно сохранять свое участие в управлении предприятиями путем закрепления пакета акций либо использования специального права;

при определении способа приватизации каждого объекта государственной собственности области должны учитываться отраслевые особенности и их социально-экономическое значение для области.

     
5.3. Механизм реализации областной политики приватизации

Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели областной политики в области приватизации и решение перечисленных задач, должны стать:

1. Дифференцированный подход к приватизации государственных предприятий в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные государственные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса привлечения инвестиций на развитие предприятий и наибольшего увеличения поступлений в областной бюджет от их продажи с учетом реальной ценовой оценки предприятий.

Приватизация низколиквидных государственных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.).

2. Расширение инструментария приватизации:

купля-продажа акций в целях оптимизации участия области  в хозяйственных товариществах и обществах;

продажа областного государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;

продажа областного государственного имущества с рассрочкой под гарантии банков.

3. Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства.

4. Ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам области.

Методы реализации политики области в сфере приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества области.